Чьи пассажиры?

Кто повезёт до «Вишенки»?   


Многие пожилые жители областного центра с нетерпением ожидают ближайшего вторника. Но не потому, что он совпадет с Международным днем смеха. Дело том, что именно 1 апреля в Калининграде традиционно стартуют так называемые садовые автобусные маршруты, и тысячи местных пенсионеров, которым «фазенды» помогают сводить концы с концами, получают возможность сколько душе угодно навещать свои отдаленные делянки. Правда, если в прошлом году дорога туда и обратно для стариков была бесплатной (городская казна компенсировала 100 процентов цены единого социального билета), то сейчас им придется ежемесячно добавлять по 70 рублей к четырем «дотационным» сотням, чтобы обзавестись льготными проездными. При этом еще не факт, что цветной «квиток» с муниципальной печатью станет дешевым пропуском в дачный рай для каждого, кто его приобретет.

В перечне исключений вполне могут оказаться многочисленные члены старейших садовых обществ Калининграда – «Мирное», «Дружба» и «Вишенка» (там в общей сложности насчитывается около полутора тысяч земельных участков). С чего это вдруг? Официальное объяснение на сей счет содержится в письме, которое за подписью исполняющего сейчас обязанности градоначальника Юрия Беденко на днях ушло в адрес регионального министра развития инфраструктуры Александра Рольбинова. Калининградский городской округ не будет взваливать на себя бремя автобусного обслуживания этих садоводов, поскольку их общества располагаются за его границами – на территории Гурьевского округа. По закону открывать маршруты, проходящие по нескольким муниципальным образованиям, – прерогатива областной исполнительной власти. Таков лейтмотив данного письма.

Необходимо заметить: нынешняя бюрократическая коллизия, связанная с территориальной прилежностью вышеназванных садовых обществ, отнюдь не нова. Вот уже третий год городские и региональные транспортные управленцы в преддверии дачного сезона ожесточенно ломают копья насчет «Мирного», «Дружбы» и «Вишенки».

О том, как начинались эти проблемы, обозревателю «Калининградской правды» рассказал исполняющий обязанности начальника транспортного отдела администрации города Михаил Полгин. По его словам, в 2005 году обладминистрация в арбитражном суде отвоевала у мэрии все выходящие за пределы Калининграда пассажирские автобусные линии, испокон века обслуживаемые муниципальным автотранспортным предприятием. Тогда в числе прочих направлений хозяина поменял и двадцать второй маршрут, соединявший Южный вокзал с «Мирным». Присвоив этому маршруту новый номер 122, инициаторы судебного разбирательства попытались его пристроить. Но не тут-то было. Частные перевозчики, из-за интересов которых изначально разгорелся сыр-бор, наотрез отказались брать на обслуживание явно нерентабельное направление, где девяносто процентов потенциальных клиентов – льготники. В итоге власть имущие были вынуждены обращаться за помощью все к тем же изрядно «обезжиренным» ими муниципальным автобусникам. Те в свою очередь согласились реанимировать маршрут только после того, как им была гарантирована компенсация затрат. По «разовому» договору, заключенному сторонами, с муниципалами должны были полностью рассчитаться в конце сезона. Однако значительную долю обещанной компенсации выпавших доходов «область» своему подрядчику... «простила» (за работу, выполненную в 2005-м, региональная казна, по данным Полгина, до сих пор должна МКП «ПАТП» 435 тысяч рублей).

Тем не менее автобусы предприятия еще в течение двух лет продолжали исправно «утюжить» чужую и к тому же невыгодную линию. Но уже – по распоряжениям из мэрии, подкрепленным, если верить Михаилу Полгину, изрядной суммой в размере около миллиона рублей. При этом должностное лицо подчеркивает, что за «чужой гуж» муниципалы взялись исключительно под давлением коллег с Д. Донского, 1. И что именно поэтому сезонная автобусная связь с «Мирным», «Дружбой» и «Вишенкой» возобновлялась не 1 апреля, как с другими садовыми обществами, а две-три недели спустя.

Согласится ли Рольбинов с аргументами, изложенными в письме Беденко? Вряд ли. Во всяком случае так полагают в профильном правительственном департаменте транспортного комплекса. «Если мы включим садовое направление, о котором идет речь, в областную маршрутную сеть, выдаваемые окружной администрацией социальные билеты там действовать не будут. А полную стоимость проезда мало кто из постоянных пассажиров сможет осилить. Поэтому единственное решение проблемы – оставить этот маршрут в ведении округа, наделив его статусом не сетевого, а, скажем, заказного», – поделился своим мнением с автором этих строк один из высокопоставленных сотрудников департамента.

«Сделай мы так, на льготных проездных можно будет ставить крест, – возражает ему Полгин. – Ведь по решению окружного совета они признаются только на тех маршрутах, которые входят в городскую сеть».

 

Андрей ГОРБУНОВ

Калининградская правда