«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…»

У православных христиан продолжается Великий пост.  Начавшаяся неделя – Крестопоклонная.

 

В третью субботу поста  на  Всенощной   на середину храма торжественно выносится Святой Крест. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Крест выставляется  для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Спасителя укрепить постящихся и воодушевить  к продолжению поста. Святой Крест остается для поклонения в течение всей  недели до пятницы, а затем, перед Литургией, вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «Крестопоклонными».

Крест в России с первых лет после Крещения Руси занимал особое место. Он сопровождал человека от рождения до смерти. Кресты ставились на развилках и перекрестках дорог, на водных путях, на въездах в селения. Особо благоговейным отношением к поклонным крестам отличался патриарх Никон, и при нем в XVII веке их ставили в России во множестве. Есть своя символика  у нательных крестов, которые получают православные христиане при крещении. Крестики из перламутра напоминают о Богородице, которую в древности сравнивали с раковиной, родившей Божественную жемчужину. В древней Византии особо ценились крестики из золота, так как золото является образом Божественного нетварного света.  Серебро благодаря  белизне считается символом целомудрия, чистоты, святости и евангельского красноречия. Наперсные (нагрудные, надеваемые поверх одежды) кресты у русских священников ввел император Павел I в 1797 году как знак отличия для протоиереев и заслуженных священников.

А непременной принадлежностью священнического сана нагрудные кресты стали в 1896 году после коронации императора Николая II. В наше время каждому священнику РПЦ при хиротонии (то есть рукоположении в сан) вручается восьмиконечный крест для ношения на груди.