Скандал в благородном семействе Ленобласти

По словам господина Васильева – исполнение бюджета с нарушением проходило из года в год, однако управу на правительство 47-го, считающегося стабильно развивающимся и бездотационным регионом России, контрольные проверяющие нашли только недавно. Буквально в начале августа в силу вступил региональный закон об Административных правонарушениях, позволяющий областной КСП предъявлять иски к нерадивым распорядителям областного бюджета. До этого времени никакого мало-мальского орудия борьбы в руках у КСП не было, соответственно к ее требованиям никто и не прислушивался. Да и в сам Административный кодекс, положения, дающие областным контрольно-счетным органам хоть какие-то права, попали, по словам самих представителей КСП, по недогляду их противников из областного правительства.
Так или иначе, Андрей Васильев заявил, что поскольку в этом году требования КСП по устранению нарушений, допущенных при исполнении прошлогоднего бюджета, оказались не выполнены в срок, 14 августа в Смольненский районный суд Санкт-Петербурга был подан иск к Администрации Ленобласти. Сумма штрафа в случае удовлетворения иска составит максимум 10 тысяч рублей, а сумма нарушений оценивается в 23 миллиона рублей.
И это только та цифра, которую КСП надеется вернуть в бюджет. По не целевому назначению было израсходовано 11,8 млн. рублей. Исходя из документов, это означает выделение сверх плановых сумм на строительство и архитектуру, расплывчатые «прочие мероприятия в области социально политики», под которыми можно подразумевать что угодно, дополнительные средства выделенные на «прочие расходы, не отнесенные к другим подразделениям» и т.д. и т.п. Всего же, расходы сверх плановых сумм, утвержденных по бюджету на прошлый год, составили 203 мин. рублей. Но этих денег, в бюджет уже не вернуть. Впрочем, даже 203 миллиона деревянных кажутся мелочью по сравнению с 2 млрд. рублей, не целевым образом использованных на выполнение госзаказа. Лидером стал Дорожный комитет, израсходовавший сверх отпущенного – 1.6 млрд. рублей (сумма и ведомство с ужасающей точностью напоминают ситуацию со скандалом двухгодичной давности в Санкт-Петербурге).
По словам Васильева, с бюджетополучателями вообще надо разбираться отдельно. По списку их 126, а по факту 329. Список нарушений Бюджетного кодекса России, повторяющийся из года при исполнении областного бюджета содержит и расходование средств на другие цели, и получение выделенного кредита иным (чем предусмотрено) бюджетополучателем, и халатность, и превышение полномочий.
На фоне всех вышеприведенных цифр и фактов довольно странной выглядит сумма штрафа, грозящего председателю правительства области, каковым является губернатор. Еще более смешным и странным (хотя и законным) является то, что «крайним» в ситуации с нарушениями бюджета стал и.о. губернатора Владимир Кириллов. По закону области, главным распорядителем бюджетных средств является губернатор, то есть Валерий Сердюков.
Однако события развивались следующим образом. 3 июня КСП области, представляет заключение проекту областного закона «Об исполнении областного бюджета Ленинградской области за 2002 год» депутатом. Парламентарии были вправе утвердить или не утвердить исполненный бюджет. Согласно областному закону, не утверждение бюджета автоматически вызывало вотум недоверия правительству. Накануне губернаторских выборов это вряд ли кого-либо устроило. Поэтому вопрос перенесли на осень, в надежде урегулировать ситуацию мирным путем. 2 июля КСП направила предписание Губернатору области и председателю Комитета финансов – срок для устранения нарушений был дан до 8 июля.
В отведенный срок нарушения, по неизвестным причинам, устранены не были. Но иск на областную администрацию подали лишь больше месяца спустя, указанного в предписании срока – 14 августа. На фоне того, что 12 августа губернатор области, Валерий Сердюков уходит в отпуск, а на хозяйстве оставляет Владимира Кириллова, ситуация становится очень интересной. Особенно с учетом того, что по закону, если наложенный судом штраф будет не выплачен дважды, против строптивца можно уже и уголовное дело заводить. Сумма штрафа, конечно смешная, но ведь можно пойти на принцип. А как быть, если у региона к моменту, когда мировой судья городского суда распишет дело, появиться новый хозяин?
Скорее всего, судебный процесс ничем не окончится. А КСП ждет довольно жаркая осень. Основным рубежом обороны областной администрации от въедливых проверяющих стало отсутствие среди контролеров лицензированного аудитора – эксперта, несущего ответственность (вплоть до уголовной) за свои выводы. Поэтому все документы и финансовые проверки для правосудия вряд ли будут иметь решающее значение.