Без вины виноватые?

Санкт-Петербург – город многонациональный. Так было с самого рождения Северной столицы. Иностранные мастера, зодчие и корабелы внесли неоценимый вклад в развитие одного из красивейших городов Европы, да и планеты в целом. Сегодня в Петербурге мирно сосуществует множество национальностей. Тем неприятнее слышать о преступлениях, совершенных на почве ксенофобии, будь то убийство таджикской девочки или профессора этнографа Николая Гиренко.

С недавних пор власть Петербурга показала пример остальным регионам, объявив в городе программу «Толерантность», рассчитанную на 2006–2010 годы. Хотя ее трактовка отдельными представителями правоохранительных органов заслуживает особого внимания.

Видимо, по этой причине в деле о похищении учредителя и главы компаний АРТ «Дачное» и «Восток» Игоря Живицкого появились странные подробности…

22 сентября прошлого года неизвестные злоумышленники похитили господина Живицкого с целью получения выкупа. Странно, но после объявления требований, а именно выложить 200 тыс. долларов США, жертва была отпущена на волю. Зачем? Чтобы самостоятельно себя выкупить, то есть собрать денег и уже добровольно отдать их злодеям? Согласитесь, логика преступников малопонятна. Ведь бизнесмен мог пойти в правоохранительные органы, что он, собственно, и сделал. А не так давно сотрудники милиции задержали подозреваемых – двух молодых людей и сотрудника Колпинского ОВО. Правда, задержанные утверждают, что они и слыхом не слыхивали ни о каком Игоре Живицком.

Утром 16 ноября прошлого года Артур Кароян, студент третьего курса философского факультета СПбГУ, вышел из своего дома в Колпине. Он направлялся на чемпионат Петербурга по боксу, в котором участвовал, будучи членом университет­ской сборной. Неожиданно на Карояна напали неизвестные лица. Решив, что его попросту хотят ограбить, студент стал сопротивляться. Меж тем «грабители» показали удостоверения сотрудников милиции и, затолкав спортсмена в машину, увезли его в неизвестном направлении – как выяснилось значительно позже, в Пушкинскую прокуратуру.

Свидетелем задержания стала мать студента, выглянувшая на крики в окно. Она и обзвонила родственников и знакомых, которые собрались, чтобы обсудить ситуацию, и… были задержаны блюстителями порядка. Как рассказывают очевидцы тех событий, а это в подавляющем числе обрусевшие армяне, складывалось впечатление, что сотрудники 17-го отдела УБОПа решили уличить их во всех смертных грехах, причислив как минимум к этнической ОПГ. Интересно, насколько ретивы были бы служивые, если бы кто-нибудь из подозреваемых носил, к примеру, этническую фамилию Мгоян? Как популярная сегодня в России певица Зара…

Через двенадцать часов ничего не понимающих людей выпустили, кроме Артура Карояна и его друга, частного предпринимателя Карапета Алтуняна, которых на данный момент и подозревают в похищении Живицкого. Какое-то время спустя был арестован и сотрудник УВО Сергей Головнев.

Пытаясь разобраться в ситуации, «Парламентская газета» связалась с Игорем Живицким, однако тот жестко отказался от каких бы то ни было комментариев. Зато рассказать о происходящем согласился адвокат Карояна Александр Быховский. По его словам, опознание потенциальных налетчиков проходило довольно странно. Во-первых, студента сфотографировали заранее. Во-вторых, утверждает Быховский, в нарушение действующего законодательства Карояну не был предоставлен защитник, в связи с чем молодой человек не смог изложить в протоколе нарушения хода и результатов следственного действия. В частности, жена похищенного опознала, к примеру, того же Карояна «по телосложению спортивному, росту невысокому и походке». Хотя стоит отметить, что в момент опознания тот сидел на скамье и, кстати, сильно отличался от статистов другой национальности, был в одежде, испачканной при задержании, и с кровоподтеком под глазом. Быховский также заявляет, что в момент похищения чете Живицких на глаза натянули шапки, из чего следует резонный вопрос: как они могли кого-то опознать, тем более по прошествии двух с половиной месяцев?

В общем, по мнению адвоката, органам предварительного следствия защитой были представлены доказательства невиновности Карояна. Например, к материалам дела приобщены распечатки телефонных переговоров Артура за 22 сентября, анализ которых дополняет показания родственников, знакомых, а также самого студента относительно событий того дня. Распечатки свидетельствуют об интенсивном телефонном обмене, что ставит под сомнение его причастность к преступлению. Однако, как говорит Александр Быховский, на протяжении более чем трех месяцев из сотовой компании не получены биллинги номера мобильного номера студента с указанием азимутов, которые могли бы стать дополнительным доказательством его невиновности. До сих пор не получены заключения и основных судебных экспертиз по делу. Ничто из вышеперечисленных доказательств почему-то не устраивает следствие, и поэтому срок содержания под стражей постоянно продлевают.

Поневоле хочется спросить: зачем студенту философского факультета из довольно обеспеченной семьи понадобилось нападать на бизнесмена?..

А на прошлой неделе в городскую прокуратуру Петербурга поступило заявление от Андрея Козырева, бывшего советника по безопасности Игоря Живицкого. В частности, он указывает, что минувшим летом цены на недвижимость стали настолько высокими, что спрос на квартиры сильно упал. В бизнесе Живицкого, по мнению Козырева, стали возникать проблемы, которых и до этого было много. Между тем бизнесмен приобрел на ООО «Восток» новый микроавтобус «Форд Транзит», а также новый «Нисан Патрол» и «Рено Меган». Все машины были, разумеется, застрахованы от угона. Согласно заявлению, Живицкий предложил Козыреву инсценировать нападение с целью отбора автомобиля, так как денег на строительство катастрофически не хватало. Вот что пишет советник по безопасности далее: «Поскольку я в прошлом являлся офицером спецназа и к криминалу не имею никакого отношения, я категорически отказался, что Живицкого сильно разозлило. В ответ он сказал, что найдет более сговорчивых людей».
Вынудили же бывшего омоновца обратиться в прокуратуру следующие обстоятельства. Продолжая свое повествование, офицер на нескольких листах приводит еще ряд предложений, поступивших ему от бывшего шефа. Одни касались силового воздействия на дольщиков, которые, заплатив деньги, ждали в собственность квадратные метры. Другие вопросы предлагалось решать криминальными методами в отношении деловых партнеров, не соглашавшихся идти на определенные уступки в совместной предпринимательской деятельности. Отказываясь от выполнения сомнительных замыслов, офицер сам стал объектом угроз, да и не только он, но и его семья. Заметим, Козырев – человек не робкого десятка: участник войны в Афганистане, награжден орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу».
Но угрозы он «воспринял реально, так как знал, что за человек Живицкий и на что он способен». Стремясь обезопасить родных, бывший милиционер написал заявление.

Достоверны ли сведения, в нем изложенные, в скором будущем установит прокуратура.
Мы не станем предполагать, что умелая инсценировка – удобный способ уйти от ответственности. Особенно если нападавшими якобы оказываются люди не слишком европейской внешности. Однако можно предположить, что даже самый честный бизнесмен в данном случае может надолго забыть о предъявлении возможных претензий со стороны.

Конечно, уходят в прошлое времена, когда строительный рынок Петербурга то и дело «встряхивало» из-за махинаций в сфере долевого строительства. Отчасти способствует этому новый строительный кодекс, отчасти политика городских властей. Постоянно обращает внимание на нарушения и недочеты в этой сфере и губернатор Валентина Матвиенко.

Правда, отголоски «дикого» строительного бума слышатся до сих пор. Как правило, истории эти вполне типичны – получив взносы вкладчиков, строительная организация оказывается не в силах возвести обещанный жилой дом. В этом случае квартиры начинают продавать по второму кругу или деньги последующих вкладчиков закрывают финансовые прорехи для предыдущих. Случается, руководители строительных компаний своевременно оказываются жертвами бандитских нападений. Стоит ли говорить, что распутывать подобные истории сложно, несмотря на все усилия власти и правоохранительных органов…

Николай Павлов

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА,  1 марта 2007, № 31 (2099)