Уж сколько раз твердили миру...Самозванная защита прав потребителей – дело выгодное…

Сегодняшние мошенники далеко ушли от своих прототипов из 20-х и 30-х годов: героев «Блефа» и замечательной дилогии об Остапе Бендере. Они активно осваивают новые приемы, самые последние достижения науки и техники, приноравливаясь к стремительно меняющейся действительности. Однако по-прежнему на руку аферистам играет людская доверчивость, неосведомленность, а то и попросту глупость…
<z>Свой свояка...</z>
Существует множество приемов, позволяющих, как бы не слишком нарушая закон, обманывать не очень честных людей и, играя на их страхах, класть в карман немалые суммы. Правда, все эти приемы действуют только до той самой поры, пока жертва опасается огласки своих собственных нарушений. Стоит лишь потерпевшим переступить через собственный страх и обратиться в правоохранительные органы, как мошенников удается задержать и передать служителям Фемиды.
Поскольку следствие по описанному ниже делу еще продолжается и пока еще не дошло до суда, мы сочли необходимым изменить имена и фамилии действующих лиц и некоторые названия организаций.
Многочисленные нарушения в торговле ни для кого из петербуржцев не являются особым секретом. Обвесы, обсчеты, продажа просроченных товаров, торговля без лицензии, несоблюдение условий гарантийного обслуживания, продажа некачественных и фальсифицированных товаров... Само перечисление всех этих нарушений заняло бы несколько страниц печатного текста. Так что не станем утомлять читателя. Не вызывает сомнений, что попираемые права покупателей нуждаются в защите, а нарушители – в наказании.
Естественно, что те, кто нарушает права потребителей, прекрасно осведомлены, что за все эти штучки, в случае выявления, их могут привлечь к самой разнообразной ответственности, от административной и вплоть до уголовной. Среди наказаний и штрафы, и лишения лицензии на торговлю, и множество других малоприятных последствий. Нарушают правила торговли многие, а расплачиваться за свои действия не хочется никому. Многие предпочитают откупиться от строгих ревизоров и контролеров определенными денежными суммами, в просторечии именуемыми «взяткой» или «мздой». Этим-то обстоятельством и пользуются мошенники.
<z>Экспроприация экспроприаторов</z>
В прошлом году в Петербурге активно развернули свою деятельность две общественные организации с очень похожими названиями: «Санкт-Петербургский комитет по правам потребителей» и «Комитет по контролю за соблюдением прав потребителей». По идее, обе эти «региональные общественные организации» могли лишь помогать правоохранительным, налоговым и контрольным органам проводить проверки различных торговых организаций, но прав на самостоятельные действия не имели, равно как и на наложение каких-либо штрафных санкций.
Однако при сегодняшнем многообразии различных «комитетов» и прочих «защитников прав потребителей» далеко не всякий коммерсант разберется, на законном основании действуют пришедшие к нему с проверкой люди или просто «на понт берут». Особенно не до разборок, когда полномочная или самозванная проверка выявляет вполне реальные нарушения правил торговли. А тем более, что удостоверения у «проверяльщиков» выправлены были на совесть – на красных «корочках» золотом вытеснено было «Комитет…», а уж то, что это вовсе не подразделение городской или районной администрации, а никому не ведомое общественное объединение, указано как раз не было.
Действовали «комитетчики» весьма схоже между собой. Сперва заявлялись в какой-нибудь магазин с самозванной проверкой. Долго шарили по всем закоулкам и выявляли нарушения. Затем по всей форме составлялся акт о выявленных непорядках. А уже после этого начиналась классическая «разводка». Сперва проштрафившихся коммерсантов до смерти запугивали предстоящими неприятностями: крупными штрафами, привлечением через суд к административной ответственности, возможным лишением лицензий... А затем «комитетчики» предлагали за «вознаграждение» аннулировать результаты проверки, забыть о нарушениях и порвать составленные акты на мелкие клочки.
И надо сказать, что большинство питерских предпринимателей попадались на этот крючок мошенников и покорно платили требуемые суммы.
<z>Нашла коса на камень</z>
Однако в некоторых случаях аферисты прокололись. Коммерсанты посчитали, что лучше пойти на принцип: ответить за допущенные нарушения, но зато уж привлечь вымогателей взяток к ответственности.
Несколько месяцев назад с поличным при получении полутора тысяч рублей от директора одного из «проверенных» магазинов попался оперативникам Управления по борьбе с экономическими преступлениями 35-летний Семен Затеин, числившийся заместителем директора региональной общественной организации «Санкт-Петербургский комитет по правам потребителей». Задержание произошло в офисе так называемого «Комитета» на Суздальском проспекте.
В правоохранительные органы с заявлением на «проверяющего» обратился директор магазина, «проверку» в котором Затеин учинил еще до Нового года. Представитель торговли не отрицал, что проверка, проведенная «комитетчиками», выявила определенные нарушения. Он был готов заплатить штраф, но никак не взятку.
В отношении пойманного за руку Затеина возбудили уголовное дело по коммерческому подкупу. И тут же оказалось, что в отношении сотрудников «Комитета» это уже не первое дело. За несколько месяцев до этого оперативникам питерского УБЭПа пришлось сталкиваться с подобным «коммерческим подкупом». Тогда на ниве денежного вымогательства был прихвачен за руку один из учредителей этой общественной организации. 26-летний оборотистый представитель «Комитета» Стравицкий в сопровождении трех «проверяющих» дам заглянул в продуктовый магазин на проспекте Испытателей и обнаружил нарушения в оформлении документов. Молодой «ревнитель интересов потребителей» пригрозил директору неприятностями, которые могли привести к лишению магазина лицензии на торговлю алкоголем, но тут же намекнул, что акт о нарушениях можно и не составлять – но за это надо заплатить 10 тысяч рублей.
Директор сперва предпочел заплатить, но несколько месяцев спустя то ли обуреваемый жадностью, то ли догадавшийся, что стал жертвой афериста, побежал в УБЭП. В ходе дальнейших, как принято говорить, оперативно-розыскных мероприятий сотрудникам милиции удалось установить, что таких эпизодов на счету оборотистых «комитетчиков» не менее десятка.
<z>Один в поле не воин</z>
А спустя пару недель были задержан еще двое ревнителей потребительских интересов. На этот раз ими оказались руководители региональной общественной организации «Комитет по контролю за соблюдением прав потребителей». Два 50-летних мошенника с солидным стажем, ранее уже привлекавшиеся к уголовной ответственности за различные аферы, оказавшись на свободе в конце 90-х годов, не оставили своего ремесла.
Они зарегистрировали общественную организацию с громким названием и принялись донимать «проверками» далеко не всегда законопослушных коммерсантов. Кто, кроме них самих, может с уверенностью сказать, сколько именно директоров и каких именно магазинов попались на крючок «проверок» аферистов и сколько денег, таким образом, оказалось в карманах ловких пройдох.
«Прокололись» они на вымогательстве мзды у директора одного из попавших под их «проверку» магазинов. За уничтожение результатов «инспекции» мошенники требовали от предпринимателя две с половиной тысячи рублей. При получении этих денег жуликов и задержали.
И на счету этих современных «Остапов Бендеров», по мнению сотрудников правоохранительных органов, не менее десятка подобных эпизодов. Такая «защита» прав потребителей приносила мошенникам неплохие доходы, позволявшие вести жизнь на широкую ногу: дорогие рестораны, услуги роскошных путан, за-граничные поездки… да мало ли удовольствий можно сегодня приобрести за большие деньги, тем более, если они достались аферистам на холяву?