ВОЙНА С ПРИЗРАКОМ

<z>Запретите то, не знаем что</z>
Согласитесь, ситуация совершенно идиотская. Жителей района 16 декабря будут спрашивать об отношении к производству, от которого решено отказаться еще 3 сентября! Абсолютно непонятно, что организаторы мероприятия собираются делать с полученными результатами. Ведь в отсутствие самого объекта референдума любые полученные ответы будут стоить даже меньше, чем бумага, на которой напечатают бюллетени. Потому что чистую бумагу можно хотя бы использовать или продать, а то, что извлекут 16 декабря из урн, годится разве что для места, где Путин обещал замочить чеченских боевиков.
Ясности не прибавила и состоявшаяся 16 октября в петербургском Доме журналиста пресс-конференция «Экологической безопасности». Складывалось впечатление, что сами борцы за природу не очень понимают, о чем говорят, а порой и откровенно «плавают» в поднятой ими же самими теме. Например, спрашивают вроде бы занимающего ответственный пост начальника Ленинградского управления лесами господина Торцева, как влияют на леса вредные выбросы алюминиевых заводов? А в ответ следует что-то абсолютно беспомощное, типа: «Никаких цифр у меня сейчас нет, ведь это очень сложный вопрос». После чего другая активистка «Экологической безопасности», редактор газеты «Всеволожский проспект» Ирина Гуреева, сообщает, что борцы с алюминиевым монстром еще только готовятся обращаться к специалистам на предмет проведения соответствующей экспертизы. То есть скандал длится более полугода, решение о сворачивании проекта принято уже как полтора месяца, а наши герои толком не знают, какой от завода будет вред, и только планируют провести экспертизу. Не поздновато ли спохватились?
Дальше еще круче. На вопрос о причинах отсутствия представителей завода та же госпожа Гуреева, судя по стенограмме, сообщила, что Затуловскому (генеральному директору несостоявшегося алюминиевого завода) было предложено участвовать в дискуссии на страницах местных газет, но он отказался. После чего между мадам редакторшей и одним из журналистов состоялся краткий, но весьма содержательный диалог:
<z>– Вы сказали, что господин Затуловский отказался участвовать в дискуссии, а как же тогда понять ваши интервью с ним, напечатанные в вашей газете? Известно ли вам, что в настоящее время он находится в больнице с инфарктом и, наверное, поэтому не смог продолжить участвовать в дискуссии о ВАЗе?</z>
– Да, он дважды дал нам интервью, но затем больше не участвовал. Ну, а если он болен, то пусть участвуют члены Совета директоров завода. Вот господин Пахомовский вообще игнорирует местную печать и не хочет с нами общаться.
<z>Экологический тупик</z>
Однако выяснилось, что и здесь только что уличенная в, мягко говоря, дезинформации аудитории редактор снова лукавит. Потому что упомянутый ею председатель Совета директоров объединения «Русский Дизель» Юрий Пахомовский, как и генеральный директор строящегося вместо ВАЗа завода прокатных изделий Виктор Яковлев, после первого же звонка с радио «Ленинград» согласились ответить на все интересующие его слушателей вопросы.
<z>– Руководство Всеволожского алюминиевого завода принимало самое активное участие в обсуждении перспектив развития алюминиевого производства в Ленинградской области. Каковы его результаты?</z>
Ю.П.: Мы с самого начала активно занимались обсуждением данного вопроса и с депутатами Законодательного собрания Ленинградской области, и с депутатами местного законодательного органа, и с населением Всеволожского района, и с руководством и администрацией Ленинградской области. Все это обсуждение длилось на протяжении последних 5–6 месяцев, и мы всегда принимали в нем активнейшее участие . Поэтому спасибо депутатам, спасибо руководству Ленинградской области и Всеволожского района и особое спасибо жителям Всеволожского района, которые позволили нам сформировать иное мнение, результатом которого явилось решение Совета директоров «Русского Дизеля» и всего нашего холдинга о том, что же будет происходить в этих корпусах в дальнейшем. А поэтому в сентябре 2001 года, т.е. примерно месяц-полтора назад, мы на Совете директоров «Русского Дизеля» приняли окончательное решение о ликвидации Всеволожского алюминиевого завода не только как названия, но и как концепции развития «Русского Дизеля» вообще.
<z>– Сейчас во Всеволожском районе появилось новое предприятие – завод прокатных изделий. Что это за предприятие, каковы его цели и задачи?</z>
В.Я.: В октябре 2001 года действительно было зарегистрировано предприятие, которое называется Всеволожский завод прокатных изделий. Это предприятие на 100 процентов принадлежит объединению «Русский Дизель». И зарегистрировано оно потому, что месяцем раньше принято решение о ликвидации Всеволожского алюминиевого завода. Всеволожский завод прокатных изделий – это будет высокотехнологичное предприятие, которое будет выпускать продукцию, необходимую не только предприятиям Северо-Запада, но и всей России в целом. Оно должно выпускать готовые изделия, которые могут потреблять строители и другие промышленные предприятия, которые находятся внутри нашей страны, а также ту продукцию, которую можно экспортировать. Что это за продукция? Прежде всего, это может быть строительный прокат, который позволяет возводить несущие конструкции, окна и двери, профилированный лист, который можно использовать для обшивки строительных конструкций, а также для строительства крыш. Кроме этого, предприятие может выпускать сплавную катанку, которую используют в электротехнической промышленности для изготовления проводов и кабеля. Таким образом, предприятие, которое сегодня создается на территории Всеволожского района, будет, безусловно, полезно не только жителям этого района, но оно будет вносить свой вклад в развитие экономики и Северо-Запада, и всей страны в целом.
<z>– В последние годы усилилось движение людей, которые протестуют против существования в Ленинградской области и во Всеволожском районе особо опасных производств. Как вы относитесь к этой проблеме?</z>
– Я сам против развития промышленных предприятий, которые являются особо вредными производствами. И я уверен, что развивать в этом направлении промышленность нельзя. Я солидарен с теми, кто протестует против этого. Но давайте здраво подойдем к обсуждению темы развития промышленности. Нельзя же доводить ее до абсурда! Иначе тогда надо закрывать атомные станции, которые производят электроэнергию, без которой сегодня мы не можем освещать и отапливать дома, прекращать движение по железным дорогам, ведь это тоже опасно. И вообще закрывать все на свете, что может производить и двигать прогресс вперед. К чему мы тогда придем? Произойдет полный коллапс, в том числе и в социальной сфере. Появятся безработные, невозможно станет поддерживать жилищно-коммунальное хозяйство в городе Всеволожске и в других населенных пунктах Всеволожского района и Ленинградской области, а также не будет источников для пополнения бюджета, для выплаты пенсий и социальных выплат. И кто будет кормить те семьи, которые останутся без работы в результате закрытия всех этих предприятий?
<z>Кто оплачивает народный гнев</z>
Может быть, руководитель «Русского дизеля» и завода прокатных изделий, защищая честь мундира, чего-то не договаривает? Но, судя по всему, у его оппонентов никаких серьезных аргументов против строительства завода прокатных изделий просто нет. Иначе они хоть ради приличия затронули бы эту тему на своей пресс-конференции. Кстати, а кто вообще эти достойнейшие господа, внезапно столь озаботившиеся сохранением всеволожской природы? Ведь очень многие из них ранее ни в какой экологической активности замечены вроде бы не были.
Например, активисты местного отделения Российской Коммунистической Рабочей партии во главе с господином Силаевым раньше как-то все больше занимались ностальгическими митингами на 1 мая и 7 ноября, а теперь вдруг их на «зеленые» проблемы потянуло. Интересно, с какого это перепугу? Может, опыт их питерских партайгеноссе не дает покоя? Те, помнится, в свое время развернули ну очень бурную агитацию за недоверие губернатору Яковлеву, а когда подписи были собраны, вдруг от референдума отказались. И по странному стечению обстоятельств одновременно городская администрация выделила господам большевикам весьма круглую сумму на торжественное отмечание 80-летия штурма Зимнего, не слишком внимательно следя за ее расходованием. В этой связи явно стоило бы выяснить у главы администрации Всеволожского района Игоря Самохина: не просили ли у него в последнее время немножко деньжат на что-нибудь столь же краснознаменное?
Но, пожалуй, самой колоритной фигурой в «Экологической безопасности» является Валентин Леонович Ковалевский, чье появление в рядах «защитников природы» выглядит особенно загадочно. До сего момента этот преуспевающий питерский ресторанный делец пытался реализовать свои общественные амбиции, главным образом, на ниве православия, для чего даже создал соответственную партию и газету. Однако оба проекта вскоре после появления на свет впали в состояние глубокой комы, а избиратели на всех выборах, где бывший метрдотель пытался пролезть на вожделенное депутатское кресло, бесцеремонно задвигали его в самый конец неудачливых претендентов. Может быть, сейчас уважаемый Валентин Леонович решил попытать счастья в области, сменив имидж с православно-монархического на зелено-экологический? Или соответствуют действительности упорно ползущие по району слухи о хитроумном петербургском толстосуме, решившем, сперва распустив слухи о сильном загрязнении всеволожской природы, скупить по дешевке самые лакомые земельные участки, выгодно их перепродать, когда эта паническая информация не подтвердится? В любом случае, складывается впечатление, что в продолжении скандала заинтересованы фигуры весьма далекие от какой-либо природоохранной деятельности. Но зато, вполне вероятно, работающие как раз в интересах кругов, которым любое возрождение российской промышленности как ножом по горлу. Тем более что против расположенного совсем рядом со Всеволожском филиала американского концерна «Форд» вожди «Экологической безопасности», кажется, не протестуют.