Противозаконный призыв?

Однако, как выяснилось, еще в 1998 году вышел федеральный закон, по которому ответственными за военно-учетную, патриотическую и прочую работу были назначены как раз органы местного самоуправления.
А в Петербурге все идет по старинке: по-прежнему формированием призывных комиссий занимаются районные территориальные управления – органы государственной власти.
<z>На особицу</z>
В праве есть такой термин – юридический казус. Положение с военным призывом в Петербурге вполне можно сравнить с казусом во всех смыслах (не только в юридическом). Наш город стал единственным на всю Россию, где исполнение Федерального закона о призыве на воинскую службу приведет к образованию 111 призывных пунктов – по числу муниципальных округов, вместо 20 – сформированных по числу районов. При этом в каждом районе разное число муниципалитетов: где-то 5, где-то 7. Рекорд поставил Курортный район – там 10 муниципальных образований. И в каждом таком «местечковом» военкомате должен работать либо сам военком, либо представители комиссариата.
Все остальные города, вплоть до Москвы с ее более чем 120 муниципалитетами, представляют собой единое муниципальное образование, и для них ничего не изменилось.
<z>Палка о двух концах</z>
Председатель муниципального совета, он же по Закону и председатель призывной комиссии, постоянно находится под своеобразным прессингом. Любая мама солдата-срочника может задать на приеме нелицеприятный вопрос, почему ее не слишком здорового сына призвали в армию. Теоретически, при помощи сарафанного радио можно сделать любой черный PR главе муниципального образования и провалить его кандидатуру на следующих выборах. То есть уменьшается шанс, что человек, негодный к службе, окажется в армии. Однако и увильнуть от службы в такой ситуации проще.
Главе же территориального управления давление не опасно: он назначается на должность администрацией и от мнения жителей района его пребывание на посту не зависит.
С другой стороны, передача функций по воинскому призыву (и не только по нему) дает муниципалам реальные рычаги влияния в районе. Даже милицейско-военкоматовская операция «Призывник» (по принудительному приводу уклоняющихся от армии) не может проводиться без санкции председателя муниципального совета.
Не последнюю роль играет и оплата работы призывных комиссий. Труд всех гражданских лиц оплачивает Министерство обороны. И при таком раскладе все средства пойдут через муниципалов.
<z>Отдай обратно</z>
Поэтому нет ничего удивительного в том, что, ознакомившись со всеми документами, муниципалы решили взять то, что им положено. И обратились с протестом по поводу нарушения их прав в городскую прокуратуру.
Переписка идет уже около года. Прокурор города Иван Сыдорук признал, что «закон предусматривает наделение глав органов местного самоуправления государственными полномочиями по организации призыва граждан на военную службу», но, несмотря на это, «достаточные основания для принесения протестов… в настоящее время отсутствуют».
Муниципальные депутаты попробовали пойти и по другому пути – выступили с инициативой принять закон Петербурга, который закрепил бы за ними право заниматься военным призывом. Но и здесь, похоже, они потерпели фиаско. В начале года законопроект рассматривался комиссией по устройству государственной власти и не был рекомендован к принятию. Похоже, что формальным поводом для такого решения послужила неготовность некоторых депутатов «порулить». Законопроект был разослан во все муниципальные округа, и свое отношение к нему высказали не более 20% представителей местных властей. Голоса разделились: 40% за передачу положенных по закону функций, 40% против, 20% заняли нейтральную позицию.
Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга и по совместительству председатель комиссии по устройству государственной власти, Анатолий Кривенченко, то ли в шутку, то ли всерьез посоветовал коллегам из местного самоуправления обратиться в общественные организации и к правозащитникам. Активные сторонники из муниципалов восприняли совет всерьез и собираются в ближайшее время подключить небезызвестную правозащитную организацию «Солдатские матери».
А пока идет разбирательство, какой из ветвей власти отданы права на военный призыв, междоусобицей могут воспользоваться многочисленные юридические фирмы, гарантирующие решение проблемы.