Нашествие вандалов

<z>Бессмысленно и беспощадно</z>
Больше всех от подобных, лишенных всякой логики, действий страдают, опять же, могилы. По словам местных жителей, на Серафимовском кладбище подростки регулярно ломают кресты, а недавно даже вытащили один за ограду. Обычно подобные акты вандализма приписывают сатанистам. Но, как показывает опыт встреч автора этих строк с подобными «слугами Дьявола», их убеждения всего лишь способ оправдания собственной разнузданности.
Но кладбищами дело не ограничивается. Вот, к примеру, один из немногих парковых уголков в районе Сенной площади – Юсуповский сад. В течение одной весенней недели половина стоявших там скамеек была полностью разломана. И ведь вот что поражает – дабы «разобрать» подобное садово-парковое сооружение, требуются немалые затраты сил. Это вам не кирпичом в окно запустить. Об «авторстве» легко догадаться – в Юсуповском любит попить пивка (или чего покрепче) молодежь из окрестных учебных заведений.
По словам директора музея-заповедника «Павловск» Николая Третьякова, «как начинается весна, житья от вандалов нет. Лезут и лезут. А у меня два милиционера, они могут только дворец охранять. А парк беззащитен». Чего уж тут удивляться, что в любом доме, имевшем несчастье остаться без присмотра, в первые две недели выбивают все стекла? На Ланском шоссе четыре (!) раза подряд разбивали троллейбусную остановку, сооруженную из толстенного стекла – тоже, между прочим, занятие не для слабеньких. А асфальтовые джунгли «спальных» районов? Здесь разносят все.
С развитием компьютерных сетей появился совершенно новый вид вандализма – «виртуальный». «Они реализуют в Интернете свою страсть к разрушению. Такие парни запускают вирусы или иным способом разрушают компьютерные системы, в которые им удалось пролезть, читают чужую переписку с целью в дальнейшем испортить жизнь людям, к чьим письмам они получили доступ, и т. д. Люди это ущербные и, как правило, подловато-трусливые», – полагает московский компьютерщик Леонов. В США ущерб от действий «виртуальных» вандалов уже составляет миллионы долларов.
<z>«А в ответ – тишина...»</z>
Всегда очень хотелось, так сказать, поглядеть в глаза вандалу. Попытаться понять, что же им движет? И вот недавно такой случай представился. В одном из домов по Светлановскому проспекту завелись разрушители. С мрачным упорством они выламывали домофоны, гадили (в том числе и в буквальном смысле) в лифтах и на лестницах, били стекла на лестничных клетках, украшали своими «автографами» стены... Положение усугублялось еще и тем, что дом является кооперативным – то есть за все разрушения жильцам приходилось платить из своего кармана. Поэтому, основательно разозлившись, местные мужики несколько дней дежурили в подъездах, подстерегая хулиганов.
В конце концов, облава, проводимая по всем правилам, увенчалась успехом. В цепких руках разгневанных жильцов очутились трое парней лет по 15. Ни один из них не производил впечатления «трудного подростка». На вид – вполне приличные ребята, связно владеющие великим и могучим и обладающие нормальными реакциями. Мы беседовали с ними несколько часов, упорно на все лады задавая один и тот же вопрос: «Ну, объясните вы, ради всего святого, зачем вам это надо?» В виде премии за чистосердечный рассказ пообещали избавить от разборок с милицией и от других, домашних, методов педагогического воздействия.
И что же? Как писал Высоцкий, «а в ответ тишина». Ничего вразумительного мы от парней добиться не сумели. «А так...» В их поступках не было даже обычного для подростков желания продемонстрировать друг другу свою «крутизну» (да и какая крутость в том, чтобы гадить в парадной!). Нет, они добросовестно, как на работу, входили в собственный дом и старательно приводили его к состоянию сарая...
<z>Сделал гадость – сердцу радость</z>
Специалисты объясняют феномен вандализма по-разному. Врач психиатрической больницы № 3 Черемных упоминает введенный американским психоаналитиком Берном термин «маленький демон» или «маленький фашист». «Это наиболее архаичный пласт человеческой психики, – пишет Берн. – «Демон» обычно впервые появляется у высокого детского стульчика, когда малыш швыряет на пол еду и, весело ухмыляясь, ждет, что станут делать его родители». То есть «демон» подталкивает человека делать «что не позволено». В самом деле, дети часто ломают вещи «просто так». Но некоторые «зависают» в этом возрасте надолго. Мысль Берна подтверждает немецкий психолог Шнайдер. «Акты вандализма совершают, как правило, подростки или люди, на всю жизнь «застрявшие» на подростковой стадии развития». Кстати, столь мрачное название дано Берном этой части психики отнюдь не случайно. «Фашизм апеллирует к самым дремучим человеческим инстинктам», – полагает социолог И. Смирнов. Так что у нацизма и вандализма – один корень.
<z>Творческая страсть?</z>
Если подростки не могут членораздельно объяснить свои действия, то у более взрослых вандалов имеется своя идеология. Она появилась из дословно понятой ими фразы Бакунина «страсть к разрушению есть в то же время творческая страсть». Идею развили футуристы, сюрреалисты, дадаисты и т. п. В их произведениях частенько просматривается любование разрушением в «чистом виде». Но широким массам «идеологический» вандализм стал доступен в 60-х годах. Бушевавшая тогда «молодежная революция» ставила целью отказ от всех «буржуазных ценностей». Вандализм из вульгарного хулиганства превратился в «революционную акцию». Позже эстафету вандализма переняли панки и скинхеды. В Европе существуют группировки леваков и радикальных «зеленых», практикующих «антибуржуазный» вандализм. Так, немецкий журнал «Аутономиан» регулярно публикует итоги «соревнования» между различными группами леваков – кто больше расколотит «буржуазных» автомобилей.
На просторах СНГ вандализмом прославились левацкие группировки вроде «Реввоенсовета», взорвавшего ряд памятников, и киевская «Молодая гвардия», «развлекавшаяся» поджогом машин. В Санкт-Петербурге «дестрой» популярен среди национал-большевиков. Так, в этом году группа нацболов разнесла чей-то джип. Просто так.
Методов борьбы с вандализмом на сегодняшний день пока нет. Действительно, у каждой витрины милиционера не поставишь. Хотя есть интересные наработки. Так, начальник полиции английского города Ньюкастла Карри распорядился транслировать на всех станциях метро и городской электрички произведения классической музыки. Резуль