Туристы под «Каскадом»

Международную конвенцию, призванную облегчить жизнь пассажиров круизных лайнеров, Советский Союз подписал еще в 1965 году. Хотя пресловутый «железный занавес» был тогда крепок, для участников круизов сделали исключение. Им гарантировали упрощенный порядок въезда, согласно которому капитан лайнера заранее передавал список пассажиров пограничникам, и на срок до трех суток те могли спокойно развлекаться на берегу.
После распада СССР Россия, как его преемник, подтвердила свое участие в конвенции. Более того, 28 августа 2003 года российское правительство издало специальное постановление «Об утверждении Положения о пребывании на территории Российской Федерации иностранных граждан – пассажиров круизных судов». Постановление в очередной раз подтверждало, что ежели вышеупомянутые граждане реально находятся в капитанском списке, прибыли к нам не более чем на трое суток и не собираются вместо осмотра красот Эрмитажа выяснять дислокацию стройбатов на территории Ленинградской области, их право на безвизовый въезд остается в полной неприкосновенности.
С экономической точки зрения это оказалось весьма выгодным. Быстро став лидером Северной Европы в области круизного судоходства, Санкт-Петербург уже второе десятилетие удерживает его к немалой пользе населения. Только в прошлом году город посетило свыше 270 круизных лайнеров с более чем 205 тысячами пассажиров. Одних только портовых сборов с них было получено пять с лишним миллионов долларов, а если добавить валюту, оставленную туристами в культурно-развлекательных заведениях, эту сумму придется умножить как минимум на десять. В итоге изрядно перепадало не только питерцам, но и прочим россиянам, ибо Северная столица, как известно, до сих пор является регионом-донором.
Не страдала и государственная безопасность. Американские шпионы, которых сперва доблестно отлавливала ФСБ, а потом гуманно отпускал президент, прибывали в Россию самыми разными способами, но только не на круизных лайнерах.
Однако недавно эта идиллия внезапно закончилась. Приняв на вооружение новейшие системы автоматизированного контроля паспортно-визовых документов «Каскад», Пограничная служба решила немедленно опробовать их в петербургском порту. Нельзя сказать, что тамошнее начальство пришло от этого в особый восторг, но портовикам с пограничниками ссориться вообще чревато, а после возвращения ФПС в структуры ФСБ – тем более. И в июне нынешнего года на двух причалах порта появилось шесть кабинок с навороченной аппаратурой, стоимостью, по имеющимся данным, более 60 тысяч долларов каждая.
После первых же дней работы «Каскада» туристические фирмы схватились за голову. Нет, сама по себе система вполне приличная, но предназначена она для контроля, прежде всего, на сухопутных границах и в аэропортах. Там пропускная способность одной кабинки 130 человек в час достаточна. Если, скажем, иностранный бизнесмен прилетел в Россию на неделю и потратил час-полтора на пребывание в аэропорту, то это неудобство не слишком заметное. Но для круизных туристов ситуация-то совсем иная. Пассажирский теплоход, вмещающий 3500 пассажиров, будет обслуживаться тремя кабинками причала не менее девяти часов.
Если же учесть, что пограничники наши пока еще не слишком крутые компьютерщики, то последние пассажиры сойдут с причала часиков через 10–12! И вы-таки можете себе представить, чего они у нас успеют осмотреть, если лайнер пришел в Санкт-Петербург на сутки, и в каком настроении они отправятся осматривать достопримечательности после такого шоу! Думаю, что желание еще раз посетить невские берега пропадет начисто. Особенно когда выяснится, что, вернувшись на корабль переночевать, наутро через треклятую кабинку придется проходить по новой!
Турфирмы горестно воззвали к начальнику отдельного отряда пограничного контроля «Санкт-Петербург» полковнику Исхакову. Но в ответ получили откровенно издевательское предложение: «Предусмотреть порядок заблаговременного представления через судового агента органам пограничного контроля списков пассажиров и метрических данных на всех пассажиров, включая их фотографии в электронном виде или в виде ксерокопий». О соответствии своей отписки российскому законодательству и подписанной Россией международной конвенции Надим Махмудович, похоже, не задумывался.
Между тем последствия ожидаются самые неприятные. Например международные санкции за нарушение конвенции, жертвами которых могут стать уже российские туристы. Волна исков к России от намаявшихся пассажиров, которая угрожает превратиться в натуральное цунами, ежели какой-нибудь пожилой герр или мсье получит в очереди инфаркт. Не поддающиеся учету потери бюджета из-за сокращения круизных маршрутов. Наконец, простаивающий новый Морской вокзал на Васильевском острове, строительство которого после ожидаемого бегства туристов просто теряет смысл… Впрочем, что товарищу Исхакову до таких мелочей! Ведь и его зарплата, и оклады пограничного начальства вплоть до командующего Северо-Западным региональный Управлением Пограничной службы ФСБ Геннадия Логинова и главы Пограничной службы ФСБ Владимира Проничева от всех этих напастей не пострадают!
Кстати, может быть, суть вопроса как раз финансовая? Ведь изготовившая «Каскад» компания «Эскорт Центр», если верить столичной прессе, создана как раз ветеранами спецслужб. Да и клиентура у нее будьте-нате: согласно собственному сайту фирмы, ее аппаратура установлена едва ли не во всех президентских резиденциях, в Большом Кремлевском дворце, да еще и в Совете Федерации с Центробанком в придачу. Очень не хочется думать, что вся история с «Каскадом» на причалах связана с какой-нибудь пошлостью типа желания подсобить старым сослуживцам за казенный счет и соответствующий откат. Поэтому будем считать, что генерал-полковник Проничев просто не имел в детстве компьютера, из-за чего питает особую страсть ко всяким хитрым электронным штуковинам и ставит их где ни попадя.