Бриллиантовые руки

<z>Зелёный коридор с позолотой</z>
16 марта этого года в начале одиннадцатого вечера из Франкфурта в Санкт-Петербург прибыл некий Александр Абрамыч (имя персонажа изменено в интересах следствия). Легко и уверено он шагал по «зеленому» коридору Пулковской таможни, и очень удивился, когда к нему подошел сотрудник в голубой форме. Откуда прибывший мог знать, что его остановили по просьбе оперативных сотрудников, которые уже давно ждали франкфуртского рейса? Таможенник вяло досмотрел Абрамыча и отпустил, ничего не обнаружив. Тогда опера сами взялись за дело и извлекли из недр карманов задержанного сверток из белой бумаги, в котором аккуратно лежали семь ювелирных изделий из белого золота со вставками драгоценных камней.
Казалось бы, факт контрабанды налицо. Дальше последовал комплекс товароведческих экспертиз с очень интересными результатами. Сам Абрамыч предоставил документ, согласно которому стоимость приобретенных им ювелирных изделий составляет 4870 евро. Эксперт Северо-Западного регионального центра судебной экспертизы в своем заключении указал, что стоимость ювелирных изделий на рынке Санкт-Петербурга составляет 94 451 рубль, что не превышает разрешенный для провоза законом «крупный размер». Оперативники, подозревая возможность «дружеских» отношений контрабандиста с судебными экспертами, отдали материалы в Независимую экспертизу. Абрамычу они об этом не сообщили. Экспертиза постановила, что изъятые в ходе досмотра «побрякушки», являющиеся изделиями иностранного производства общим весом 43,72 грамма, выполнены из белого сплава золота 750-й пробы со вставками из бриллиантов общим количеством 408 штук, их рыночная стоимость составляет 278 600 рублей.
Согласитесь, разница есть. Материал был отправлен с Санкт-Петербургскую транспортную прокуратуру, но та в возбуждении уголовного дела отказала. Мотивировали отказ тем, что Независимая экспертиза была проведена с процессуальными нарушениями. Во-первых, Абрамыч не был поставлен в известность о ее назначении, во-вторых, не были указаны причины проведения повторной экспертизы. Поэтому цифру посчитали не соответствующей действительности, а она не может быть положена в основу обвинения.
<z>Родина в пролёте</z>
Между тем, по оперативным сведениям, деятельность нашего ювелира является весьма и весьма примечательной с точки зрения правоохранительных органов. По словам оперативников, вроде как много лет назад почтенный Александр Абрамыч начинал с того, что дипломатами возил золото из Турции, умудряясь при этом не платить ни копейки таможенных пошлин. На этом деле он поднялся, открыл сеть ювелирных магазинов, несколько шикарно обставленных офисов. Говорят, у него даже есть подпольная мастерская. Будто завозит он из-за границы образцы ювелирной продукции, делает копии и продает. Сегодня на Абрамыча работает целая бригада. А тот факт, что он вез груз сам, стал для оперативников редкой возможностью прихватить ювелира с поличным. Поскольку сейчас уже за него эту «черную работу» делают курьеры.
Впрочем, «наш мальчик» не единственный в своем роде. Так, по оперативным данным, через Выборгскую таможню снуют группы, торгующие швейцарскими часами. Их провозят никак не декларируя, хотя на деле подобные часики стоят от 1000 до 5000 долларов за штуку. Так же дело обстоит и с ручками из серебра по 8000 баксов. Бутылек чернил для такой ручки стоит от 300 до 500 зеленых. Продается все это в центральных ювелирных магазинах Северной столицы. А ведь немалая пошлина за товар при перевозе через границу должна каждый раз поступать в государственную казну. Словом, беспредел на границе отражается на величине зарплат учителей, медработников и прочих бюджетников.
Как отмечают сотрудники таможни, «недокомплект» личного состава, специализирующегося на особо опасных видах контрабанды, недостаток материального оснащения, жесткое слияние преступных группировок с таможенным управлением, ослабление законов – все эти обстоятельства приводят к превращению частных случаев в широко развернутый вид преступного бизнеса.