Тарелкин мнимо мертв, а фестиваль реально жив

Вот и закончился в Санкт-Петербурге такой «разный» ХХХ1 Международный фестиваль «Балтийский дом». В основной программе этого театрального форума было представлено четырнадцать спектаклей из четырех стран: Италии, Беларуси, Литвы и России. Корреспонденту «Конкретно.ру» довелось посмотреть один из них и услышать имена победителей конкурсов этого фестиваля.

 

Спектакль «Смерть Тарелкина» в постановке знаменитого литовского режиссера Оскараса Коршуноваса в какой-то мере уже знаком петербургских зрителям. Его премьера состоялась в июне этого года как раз в «Балтдоме», и это первый спектакль, поставленный режиссером на этой сцене. Хотя все предыдущие тридцать фестивалей спектакли его театра - ОКТ (Oskaro Korunovo teatras) - были здесь представлены. В этом случае жанр определен как футуристическая кибертрагикомедия по пьесе А.В. Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина». Это совместный проект театра и продюсера Леонида Робермана.

Начинается действо в черно-белых тонах, очень эффектно: вся сцена разлинована на монохромные полосы, посредине в выхваченной полусфере света то ли стол, то ли гроб, то ли… До этого, исполнительница главной роли Анна Щетинина, рассказывает сюжет начальной части пьесы о роли мелкого чиновника Тарелкина в смерти просителя Муромцева. И уже после того, как его начальник Варравин отказывается подтвердить факт взятки, при этом присвоив все деньги себе, его подчиненный Тарелкин придумывает месть –  разыгрывает собственную смерть.


Спектакль «Смерть Тарелкина» поначалу предстает как абсурд, хотя сюжет, по словам драматурга, «написан с натуры».

Итак, сначала Тарелкин якобы умер, потом трансформировался в своего соседа Копылова, но по следу идет необыкновенно хитрый Варравин (в блестящем исполнении Егора Лесникова), у которого его подчиненный перед мнимой смертью выкрал важные уличающие его письма. И в этой части спектакля сюжет еще хорошо улавливается, но потом начинается настоящая фантасмагория.


Как и все спектакли Коршуноваса эта постановка оказывается очень неожиданной: на смену героям в стиле интерпретации этой пьесы Мейерхольдом приходят современные демоны – киборги, исполнители рэпа и прочие. И это уже какое-то безумство современных бесов сначала в образах реальных полицейских, ведущих дознание, и того же Варравина, голова которого первой становится монстрообразной.

По замыслу режиссера, Тарелкин, который перевоплощается и через свои фиктивные смерти, якобы уходит от порочной системы государственности, суда и обретает свободу.  Вот со свободой как-то невразумительно выходит, но при этом, несмотря на смену пола героя, его фиктивную смерть (Анна Щетинина умудрилась это показать даже в пластике), монстрообразные и прочие превращения вся эта какофония не вызывает внутреннего протеста. Скорее, удивление фантазией режиссера, невообразимыми ходами его мысли и придуманных интерпретаций.


По окончании спектакля довелось услышать немало одобрительных слов от зрителей, а главное несколько раз прозвучало: «Надо обязательно посмотреть и другие спектакли этого режиссера». И если насчет других это сложно, то «Смерть Тарелкина» включена в афишу театра «Балтийский Дом».

И о награждениях по результатам фестиваля.

Приз зрительских симпатий среди спектаклей, показанных на Малой сцене получила постановка «Деревня и я» режиссера Дмитрия Крестьянкина (Российский академический молодежный театр. Москва).

Приз зрительских симпатий. Большая сцена – спектакль «Петерс» - режиссер Андрей Прикотенко (Новосибирский государственный драматический театр «Старый дом». Россия).

Приз прессы им. Леонида Попова среди спектаклей Малой сцены - «Шатуны» режиссера Романа Муромцева (Театр-фестиваль «Балтийский дом» .Санкт-Петербург, Россия).

Призер в этой номинации на Большой сцене – спектакль «Брак с ветром», режиссер –Евгений Корняг  (Заслуженный коллектив Республики Беларусь Республиканский театр белорусской драматургии. Минск)

Приз дирекции фестиваля получил режиссер – Алессандро Серра за спектакль  Макбет» (Театр Сардинии и Компания Teatropersona. Кальяри, Италия).

Специальный приз в номинации «Лучший актер фестиваля» был вручен народному артисту России Игорю Ясуловичу за роль Крэппа в спектакле Камы Гинкаса «Последняя лента Крэппа». (Театр МТЮЗ. Россия).

«Лучшей актрисой фестиваля» стала Юлия Ауг за роль Инес де Кастро в спектакле «Сад», режиссера Дениса Азарова. (Совместный проект продюсера Леонида Робермана и Электротеатра Станиславский. Москва, Россия).