«То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник»

Эти строки, в чуть измененном виде, дали название масштабной выставке в Михайловском замке Русского музея, которая открылась сегодня, 8 июня.

 

Предваряя пресс-показ, генеральный директор Русского музея Владимир Гусев сказал, что Петр I действительно был первым во многих сферах и это доказывают две представленные выставки. Проходила пресс-конференция в зале, где организована выставка «Петр I – коллекционер. Скульптура Летнего сада из собрания Русского музея». Как известно, именно Петр Великий положил основание коллекции скульптур, заказанных им у венецианских мастеров и украсивших более 300 лет назад созданный по его указу Летний сад. Впервые о них упоминается в 1710 году, а с 1717 года началась планомерная закупка для этой цели мраморных, как тогда говорили, «фигур», которые приобретались сериями и парами. Среди них посвященные военным победам России, расцвету искусств, временам года и другим темам. Уверяют, что к концу жизни Петра I эта коллекция насчитывала 118 произведений. До нашего времени дошли 96, но из тех скульптур ныне находится в Летнем саду только 2 подлинника.

Остальные в ходе начавшейся реконструкции Летнего сада были перемещены в 2009 году в залы Михайловского замка. В аллеях Сада их заменили точные копии современных мастеров. И вот скульптуры, которые видел и собирал сам Петр I, представлены на выставке в залах, где в ходе экскурсии рассказывают о каждой из них: это 38 статуй, 48 скульптурных бюстов и 5 скульптурных групп – крупнейшее собрание итальянского мраморного садово-паркового искусства 18 века.

Там же находится отлично оформленный стенд с названием второй выставки «И мореплаватель, и плотник. Петр Великий в русской художественной культуре XVIII – XIX веков». Как подчеркнул ее куратор, заведующий отделом живописи XVIII – первой половины XIX вв. Русского музея Григорий Голдовский, в экспозиции представлено более 150 произведений из Русского музея, Третьяковской галереи, ГМЗ «Петергоф» и частных коллекций.  Но есть важная особенность именно этой выставки – на ней не демонстрируются прижизненные портреты Петра I и вещи его эпохи. Здесь концепция выставки предполагала отразить воплощение образа императора в искусстве послепетровкого времени, передает корреспондент «Конкретно.ру».


При этом экспозиция охватывает все основные этапы жизни и деятельности Петра I. Очень впечатляет картина Карла Штейбена «Петр Великий в детстве, спасаемый матерью от ярости стрельцов» (1830, ГРМ). На других полотнах юный Петр представлен и в ходе усмирения раскольничьего бунта, и дарующим свое прощение раскаявшимся стрельцам, а в работе Ильи Репина, посвященной созданию армии, он запечатлен готовым кинуться в драку, в отличие от своего брата Ивана.

Многопланово отражены на выставке заграничные путешествия молодого царя. Впечатляют картины его пребывания в Париже. Специально для выставки было отреставрировано огромное полотно «Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим» кисти Ивана Айвазовского (1846, ГРМ).

Одних только известнейших имен художников и скульпторов, воплотивших образ императора-реформатора и представленных на этой выставке, не перечесть: Венецианов, Суриков, Ге с его знаменитым полотном «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» (1872, ГРМ)   и скульптурной моделью фигур отца и сына к нему, выставленной в одной из витрин.

Одна из картин, в какой-то мере связывает две сегодняшние выставки: «Петр I рассматривает статую Венеры в Летнем дворце» Василия Кучумова (1916, ГРМ), где речь идет о Венере Таврической, которая ныне стоит в Эрмитаже.

Безусловно хороши циклы произведений на темы деяний Петра I, выполненные Валентином Серовым и Александром Бенуа – это уже начало ХХ века, а образ императора на них кажется очень достоверным.

Выставка будет работать до 8 августа 2022 года.