Египтомания в Эрмитаже

В Николаевском зале и Аванзале Зимнего дворца открыта, как утверждают в самом Эрмитаже, одна из главных выставок сезона под названием «Египтомания. К 200-летию дешифровки египетских иероглифов Жаном-Франсуа Шампольоном».

 

В этих двух парадных залах Невской анфилады Зимнего дворца представлено более семисот памятников египетского стиля во всём его разнообразии: скульптура, живопись, мебель, камнерезное и ювелирное искусство, костюмы. Директор Эрмитажа Михаил  Пиотровский отметил: «Эта выставка — о механизме диалога культур. Мы видим, как история и культура Древнего Египта становятся общечеловеческим достояниям».

Автор идеи выставки Андрей Большаков, заведующий сектором Древнего Востока Эрмитажа, в ходе ее пресс-показа, в первую очередь уточнил, что она посвящена  200-летию дешифровки египетских иероглифов: «Жан-Франсуа Шампольон – это человек, который посвятил этому всю свою жизнь, он первым стал читать египетские тексты, то есть в этом году, благодаря ему мы отмечаем 200-летие египтологии». По его словам, это довольно необычно, когда научная дисциплина знает День своего рождения. Вторая годовщина этого года – открытие в 1922 году гробницы Тутанхамона. Этим двум датам и посвящена данная выставка в Эрмитаже.

Как сказал Андрей Большаков, египетская коллекция Эрмитажа, по разным причинам, невелика, поэтому было принято решение сделать выставку, посвященную египтомании, для чего у них есть огромные ресурсы.

Необыкновенно интересное явление с конца XVIII века называют египтоманией.  Только увлечение Древним Египтом заслужило название «мания». В отличие от достаточно недолгих мод на восточную экзотику (как, например, китайщина и порождённый ею стиль шинуазри), египтомания очень разновременна. Её корни уходят в античные Грецию и Рим, таким образом, элементы этого увлечения присутствуют в европейской культуре на всех этапах её истории. Другая причина популярности состоит в том, что египтомания – это явление универсальное, охватывающее различные стороны жизни: архитектуру, изобразительные и прикладные искусства, философию и мистику, литературу, театр, кино и даже самые простые предметы быта.  И все эти разделы представлены на программной выставке в Эрмитаже.


Впервые интерес к Египту и культу египетских богов стал активно проникать на европейский континент ещё до знаменитой победы Октавиана над Антонием и Клеопатрой VII в 30 году до н. э. Эта история стала довольно распространённым сюжетом египтомании. Другим источником знаний о Древнем Египте была библейская традиция с упоминаниями Египта. Это приблизило древнюю цивилизацию к средневековой Европе.

Открывается выставка комплексом экспонатов на античную и библейскую темы  в Аванзале. История любви Антония и Клеопатры представлена монументальной шпалерой «Пир Антония и Клеопатры» по картону Юстуса ван Эгмонта, ученика Рубенса, а также картинами «Пир Клеопатры» Якоба Йорданса и «Смерть Клеопатры» Пьера Миньяра. Здесь же размещены итальянские камеи и знаменитая древнеегипетская статуя Клеопатры VII, созданной в 51–30-е годы до н. э. с экспозиции в зале Египта.

Более тридцати экспонатов раскрывают библейскую тему. Среди них полотно Никола Пуссена «Святое семейство в Египте», рисунок известного архитектора Жана-Франсуа Тома де Томона «Отдых на пути в Египет», эскиз Ильи Репина «Избиение первенцев египетских» из собрания Государственного Русского музея, а также гравюры, изделия из фарфора и произведения лиможских эмальеров.

Важной вехой в развитии европейской египтомании стали работы Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778). На выставке впервые представлен знаменитый альбом «Различные манеры украшения каминов и всех прочих частей домов, взятые из египетской, тосканской и греческой архитектуры», изданный в 1769 году.

Большой раздел выставки посвящён египетскому походу Наполеона Бонапарта, проходившему с1798 по 1801 год. Кампания по завоеванию Египта длилась всего три года и с военной точки зрения была неудачной, но оказала большое влияние на художественные процессы в мире. Так, был опубликован монументальный труд «Описание Египта» (Description d’Egypte) и одной из премьер выставки стали листы из первых его изданий, где воспроизведены настенные рисунки гробницы Пахери, изображения из памятников древних Фив, виды древнеегипетских храмов и других важнейших архитектурных произведений.


Как известно, коллекция древностей, собранная за время пребывания французов в Египте, включала Розеттский камень с одним и тем же текстом на египетском (в двух системах письма) и греческом языках. Это создало предпосылку к дешифровке иероглифики и возникновению научной египтологии. Розеттский камень был обнаружен 15 июля 1799 года лейтенантом французских войск Пьером Бушаром близ города Розетта на западном рукаве дельты Нила.  Он отправил находку в Каир, где за год до этого по приказу Наполеона был открыт Институт Египта. В январе 1800 года с Розеттского камня было снято несколько копий, три из них были отправлены в Париж, и в 1801 году одну из них увидел одиннадцатилетний Жан-Франсуа Шампольон – и в этот момент решилась судьба как самой дешифровки, так и всей египтологии. 

В центральной части выставки «Египтомания» представлены портрет ученого, изображение Розеттского камня и многие другие экпонаты, поясняющие исключительную важность этой находки и расшифровки египетских иероглифов.

Напомним, что Жан-Франсуа Шампольон родился в городе Фижак в 1790 году. В 1807 году он закончил лицей и представил план своего первого научного труда – «Египет при фараонах», за что был избран членом Гренобльской Академии. В 1814 году выходят два его тома «Египта при фараонах», к этому времени Шампольон уже стал профессором университета. На выставке представлены первые издания этой монографии.

Жан-Франсуа был допущен в дом знаменитого коллекционера древностей Шарля-Филиппа де Терсана, который располагал полной копией текста Розеттского камня. После долгих изысканий Шампольону удалось отождествить все знаки в нескольких именах в иероглифической надписи на Розеттском камне. 14 сентября 1822 года он получает копию надписей из храма Абу-Симбела и среди них распознает имя Рамсес . Вслед за этим учёному удаётся знак за знаком прочитать имя Тутмос . Это были два первых слова, расшифрованных вне билингвы Розеттского камня. Вскоре Жан-Франсуа Шампольон написал знаменитое письмо с изложением своих результатов, которое будучи издано литографически, положило начало египтологии. В состав выставки вошли подлинные литографии 1822 года.

Как рассказал Андрей Николаев, куратор выставки, заместитель заведующего Отделом Востока, перед одним из стендов, на нем представлены разные языки и системы письменности: коптские и греческие надписи, а коптский это симбиоз греческого и египетского. «Шампольон стал разбираться и сопоставлять знаки, что делали ранее и другие ученые, но он пошел дальше, его принципиальным открытием стало то, что часть знаков передает фонетику. И это был ключевой момент дешифровки, - сказал он. - то есть это не символы, каждый из которых тянет за собой объяснения. Стали накапливаться знания, что наконец привело к открытию».     

Раздел, рассказывающий о Жане-Франсуа Шампольоне и его великом открытии – дешифровке египетских иероглифов, – центральный на выставке. Здесь экспонируются публикации предшественников Шампольона по дешифровке, документы, где учёный впервые излагает принципы своего понимания египетского письма, его зрелые труды и вышедшие посмертно издания словаря и грамматики египетского языка. Подлинные древнеегипетские памятники демонстрируют различные виды письма: иероглифику, курсив, иератическую и демотическую скоропись, а также образцы коптского письма, основанного на греческом алфавите.

Следующий раздел выставки посвящен вопросу о том, как египтомания повлияла на главный стиль наполеоновской империи – ампир. Особенно ярко это проявилось в прикладном искусстве: вершиной ампирной египтомании стал знаменитый Египетский сервиз, подаренный Наполеоном Александру I в знак союзничества после заключения Тильзитского мира.  Посетители Главного штаба могли видеть там отдельные предметы из этого сервиза на постоянной экспозиции. Но царственно размещенный  на выставке «Египтомания» и впервые показанный роскошный ансамбль, предоставлен для нее музеем-усадьбой «Кусково».

Заключительная часть выставки посвящена теме русской египтомании и влиянию египетского искусства на формирование облика Санкт-Петербурга, как утверждают знатоки - самого «египетского» города России. Здесь можно проследить эволюцию египетского стиля в Петербурге на примере десятков памятников архитектуры, запечатлённых на современных фотографиях, которые очень удачно дополняют гравюры, рисунки и старинные снимки из собраний петербургских музеев. Многие из них представлены впервые. Здесь уместно отметить, что на данной выставке экспонируются прекрасные произведения из ГМЗ «Гатчина», «Павловск», «Петергоф», «Царское Село», Всероссийского музея А. С. Пушкина, Государственного музея городской скульптуры, а также Русского музея, Музея Антропологии и Этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН и других музеев нашего города.

Особенно хорош, так называемый  фарфоровый сервиз-дежене (Египетский) из Павловского музея, о котором не так давно рассказывалось на ленте «Конкретно.ру», уточняет наш корреспондент, во второй раз увидевший его теперь уже на выставке в Эрмитаже.