Прощальный салют последнему ветерану Исландии

В декабре в офис санкт-петербургской общественной организации «Полярный конвой» пришло печальное сообщение из российского посольства в Рейкьявике: «С прискорбием сообщаем, что

5 декабря 2009 года скончался исландский участник арктических конвоев Пьетур Оулавссон. Дочь Пьетура особо попросила донести эту печальную новость до российских ветеранов, дружбой с которыми он так дорожил».

 

            Ушел из жизни последний исландский ветеран Второй мировой войны, так много сделавший за последние годы для укрепления отношений между народами России и Исландии, для популяризации истории северных конвоев 1941-1945 гг. в своей стране и за рубежом.

            В свой первый рейс в Россию Пьетур отправился в марте 1942 года вместе с конвоем PQ-13. Из четырнадцати судов этого конвоя в Мурманск пришло только девять. «Я не испытывал тогда страха, - делился он своими воспоминаниями. - На это не оставалось времени - нужно было нести вахту на руле, тушить пожары, помогать раненым товарищам. Но один раз я очень испугался. В соседнее судно угодила бомба, и оно стало быстро погружаться. Поверхность воды покрылась густым слоем топлива, и в этой вязкой жиже барахтались люди в спасательных жилетах. Вдруг все вспыхнуло. Люди сгорали заживо на наших глазах. После этого я забросил свой собственный спасательный жилет подальше. Уж если я окажусь в воде, то лучше сразу уйти на дно в своем свитере, решил я».

            Через несколько месяцев он снова ушел в рейс, не менее опасный, чем предыдущий. На этот раз бомба попала в его собственное судно. Взрыв вызвал многочисленные повреждения и пожар в машинном отделении. Далеко не всем были присущи героизм и мужество: машинисты, в большинстве своем португальцы, бросились к спасательным шлюпкам и плотам. Пьетур попытался остановить панику и организовать борьбу с огнем, а потом просто выругался и в одиночку потушил пожар, спустившись вниз с пожарным брандспойтом в руках…

Но первой наградой, в знак признания боевых заслуг исландского моряка, стала юбилейная медаль «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945», врученная Пьетуру Оулавссону Виктором Татаринцевым, послом России в Исландии, в 2005 году.

            У исландцев довольно своеобразное отношение к Второй мировой войне, а в их родном языке для нее нет даже названия, близкого по смыслу к общепринятому. В те времена Исландия являлась территорией Дании, и после капитуляции этой страны в 1940 году исландский альтинг поторопился объявить о независимости страны и ее нейтралитете, надеясь, что война обойдет их северный край стороной. Но к этому времени и немцам, и их противникам стало ясно, какое стратегическое значение имеет остров, лежащий на пересечении важнейших морских и воздушных коммуникаций Северной Атлантики. 10 мая 1940 года, не дожидаясь, когда Исландия будет оккупирована германскими войсками, британцы высадили здесь свой собственный десант. Исландцам оставалось только заявить формальный протест о «вероломном нарушении» своего суверенитета и нейтралитета…

            Как бы то ни было, многие исландские моряки пополнили экипажи судов союзников, а рыбаки всю войну добросовестно снабжали рыбой «оккупантов».

            А с началом поставок по ленд-лизу исландский Хвальфьорд стал местом формирования конвоев, идущих в Россию. «Колыбелью северных конвоев» назовут Исландию позднее ветераны Второй мировой войны.

            Около 900 моряков, летчиков и солдат стран антигитлеровской коалиции погибли на территории Исландии и в ее прибрежных водах, не считая сотен человек - членов экипажей судов, погибших в водах Северной Атлантики. Среди погибших судов и грузовой пароход «Родина» Северного морского пароходства, портом приписки которого был город Мурманск. «Родина» подорвалась на минном поле 5 июля 1942 года в Датском проливе, в 50 милях от Исландии. Капитан К.А. Кубасов и 28 членов экипажа погибли, 26 были спасены и доставлены в Исландию англий-ским корветом «Сант-Эльстан». 199 военнослужащих союзных держав покоятся в земле Исландии вместе со 150 уроженцами этих мест, погибших под огнем германских субмарин и самолетов. Кому-то эта цифра покажется небольшой сравнительно с потерями воевавших стран, но для маленькой Исландии эти потери равносильны 150 тысячам погибших американцев… На военном мемориальном кладбище в Рейкьявике есть и могила с красной звездой - в ней покоится советский моряк Алексей Малей.

            В 2005 году Пьетур побывал в Мурманске. Он принимал участие в различных акциях ветеранов северных конвоев, включая мемориальный поход на гидрографическом судне «Визир» к месту гибели судов конвоя PQ-17. В России у него много друзей, среди которых ветеран-североморец, капитан 1-го ранга в отставке Анатолий Лифшиц, а также мурманский ветеран Евграф Яковлев.

            Пьетур сыграл решающую роль во время подготовки международной военно-исторической конференции «Арктические конвои - атлантическая “дорога жизни”», состоявшейся в июле 2008 года при поддержке посольств России, Великобритании, Соединенных Штатов Америки, Канады, Норвегии и Дании, участниками которой стали ветераны, историки, студенты, а также школьники гимназии № 9 города Мурманска.

            Уходят из жизни ветераны. Живых участников полярных конвоев в нашем городе, принимавшем во время войны суда союзников, осталось всего семь человек. Недавно мне удалось побывать в их семьях. Выполняя задание генерального директора пароходства Александра Михайловича Медведева, я поздравила ветеранов с Новым годом и вручила им подарки от компании. Сколько слов благодарности было сказано в адрес Александра Михайловича! Для людей, переживших ужасы войны, сейчас важен не столько подарок, сколько просто внимание к ним. «Нет, не архивы эти старики - моей страны достойная награда!» - вспомнились мне слова поэта. Так давайте будем гордиться ими и помогать им, пока они живы.

 

            Валентина Карепова, "Арктическая звезда"