«Антисанкции» уничтожат рынок?

С нетрадиционным по нынешним меркам заявлением на днях выступил директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Эксперт призвал россиян отказаться от иллюзий, что санкции сделают нас сильнее, а импортозамещение обеспечит рост экономики.

Заметим, что собственный прогноз ФБК относительно развития экономики России в 2015 году выглядит куда более радикальнее официальной точки зрения. По мнению аналитиков, в следующем году ВВП России уйдёт в показатели «-2%» при благоприятном развитии ситуации, курс национальной валюты понизится до уровня 60 рублей за доллар, а рост инфляции составит 12–14%.

С одной стороны, предложенный господином Николаевым сценарий куда более оптимистичнее предсказаний аналитиков ФИНАМ, которые уже к марту дают соотношение доллара к рублю в 1/200. С другой, невольно вспоминается бессмертное творение Джорджа Оруэлла «1984», повествующее о жизни страны, где дважды два равнялось пяти. Однако во всём, что касалось оборонной промышленности, дважды два по-прежнему равнялось четырём.

Эти и другие знаковые экономические события минувшей недели «Наша Версия на Неве» обсудила с вице-президентом Ленинградской областной торгово-промышленной палаты Дмитрием Прокофьевым.

– Дмитрий, вот финансовые аналитики из ФБК убеждают нас, что нужно не заниматься ерундой и отменить «антисанкции». Не увеличивать налоговую нагрузку, а разморозить накопительные компоненты в пенсионном обеспечении граждан и признать «нереалистичность майских указов». Экономисты отмечают и другую парадоксальную вещь – без инвестиций не будет импортозамещения, а инвестиции затормаживаются отношением к бизнесу в стране. Пойдёт ли власть, в частности Президент России, на подобную экономическую либерализацию?

– Я полностью согласен с господином Николаевым. Говорить, что санкции сделают нас сильнее, всё равно, что утверждать, будто штангист станет сильнее, если не будет есть мясо. Если мы хотим обеспечить экономический рост в стране, необходимо заниматься не импортозамещением, а созданием конкурентоспособного товара. Невозможно поднять экономику, ограничивая при этом рынок. Политика закрытия рынка быстрее уничтожит стимулы к повышению качества и снижению издержек, нежели обеспечит производство.

Некоторый оптимизм внушает история. Когда в России начинались продовольственные трудности, а власть не имела других ресурсов, случались некие административно-экономические послабления. Так, в 1920-х годах был введён НЭП. Таким же образом колхозникам увеличили огороды после смерти Сталина. Когда провалилась продовольственная программа, разрешили кооперативы. Поэтому надежда есть. 

– На минувшей неделе Фьючерс на цену нефти брент пробил вниз уровень 78 долларов за баррель. Дальнейшее падение, как прогнозируют в Минэкономразвития, приведут к «снижению экспортного дохода, увеличению оттока капитала, сильному ослаблению рубля, высокой инфляции, низкому потреблению и инвестированию». Поэтому российское Правительство обещает строже подходить к бюджету и использовать антикризисные инструменты. То есть выполнять социальные обязательства, но отложить на более поздний срок так называемые второстепенные приоритеты…

– Здесь необходимо различать социальное обеспечение и социальные выплаты. Разумеется, людям будут выплачивать пенсии, их никто не отменит. Будут выплачивать разного рода пособия. Правда, что можно будет приобрести на эти пособия, и к какого рода услугам можно будет получить доступ? Это большой вопрос. Судя по бюджету, сильно сократятся расходы на здравоохранение и образование. О сокращении расходов на военно-промышленный комплекс и расходов на госкорпорации пока речи не идёт. 

Комментарий:

Анатолий Денисов, советник Председателя Госдумы, специально для «Оперативного прикрытия», 1998 год:

«Сейчас, по-моему, единственный вопрос, который остро стоит перед страной — её национальная безопасность. Если более конкретно: за что ни возьмись, всё стало проблемой национальной безопасности. Никогда бы не подумал, но даже торговля продовольствием. Потому что во всём мире считается, что пятнадцатипроцентный импорт продовольствия уже ставит под угрозу её национальную безопасность. По причинам, вообще, очевидным — достаточно перекрыть эти поставки в случае какого-либо международного конфликта, и готово... А в Россию из-за рубежа поставляется в данный момент 75% продовольственных товаров. Такое вот положение».

 

       "Наша Версия на Неве", № 45 (353), от 25.11.-30.11.2014