Смольный «кинул» власовский «Град Петров»

Правительство Петербурга отказалось давать гранты православному радио, где проповедуют власовщину.

Личность генерала Власова «всплыла» в сознании массовой аудитории, когда в феврале 2014 года на канале «Россия» вышел фильм Константина Сёмина «Биохимия предательства». Пожалуй, именно автору этой ленты удалось в доступной форме раскрыть прочную связь между единичной личностью пособника и явлением предательства вообще. Посмотрев работу Сёмина, вряд ли кто-то усомнится в истинной сущности предателей Родины…

И это правильно. Потому что лукавые «любители истории» могут так заболтать не привыкшего к рефлексии потребителя масс-медиа, таких наплести доводов в своих рассуждениях, построенных на словесных приёмах, которые известны со времен софистов, что остаётся только удивляться, как ещё весь мир не сошёл с ума.

Помните, за что убили Сократа? В официальном обвинении говорилось, что он «портит молодежь». Учит их чему-то непонятному, выдумывает новых богов, которым заставляет поклоняться взамен почитаемых в полисе. Серьёзное по тем временам обвинение. Справедливость его признал и сам Сократ, выпив чашу с ядом.

Православное радио

Петербургское радио «Град Петров» именует себя как «Радио Санкт-Петербургской митрополии». Как говорится на официальном сайте, создано оно по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира в 2000 году. Первоначально радио «Град Петров» возникло как подразделение парижской радиостанции «Голос Православия», которая с 1979 года вещала на территорию нашей страны из-за границы.

Программный директор Ольга Суровергина пишет в 2005 году, что ориентирами успеха для «Града Петрова» стали основные принципы «Голоса Православия» – «полное отсутствие политических пристрастий и искания коммерческой выгоды, отказ от необоснованной полемики, христианское благовестие как знакомство с тем положительным духовным опытом, которым так богата Православная Церковь». Половина бюджета радио «Град Петров», сообщает Суровергина, складывается из пожертвований русских эмигрантов. Существует и ассоциация «Друзья «Голоса Православия», говорится в той же статье, «созданная для финансовой поддержки радиостанции».

Автор этих строк в конце двухтысячных и сам бывало слушал длинные разговорные передачи этой станции, когда удавалось поймать её волну. А потом как-то упустил это радио из виду, обретя, наконец, своих учителей Православия. Но все эти годы продолжал считать, что станция действительно отвечает требованиям христианского СМИ Петербурга как культурной столицы.

Молчание в эфире

Но то, чего не смог сделать Советский Союз со всеми его глушилками радиосигнала, запросто устроила новая экономическая формация.

Голос Православия в эфире радио «Град Петров» замолчал из-за денег. Точнее из-за неуплаты денег. Выяснилось, что станцию отключили от эфирного вещания за неуплату аренды передатчика.

Как быть теперь тем, кто остался без привычного «духовного камертона»? Информацию об отключении от эфира подтверждал и официальный сайт радиостанции. И там, в списке постоянных авторов радио «Град Петров», значилось имя историка Кирилла Александрова, псевдонаучного оправдателя генерала Власова. Но свои порции яда вливают в души радиослушателей, похоже, наряду с ним и протоиерей Георгий Митрофанов и даже главный редактор протоиерей Александр Степанов.

Власовцы в рясах

В регалиях профессора Митрофанова говорится, что он является заведующим кафедрой церковной истории петербургской Духовной Академии, а служит настоятелем храма святых апостолов Петра и Павла в Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования.

Особенно удачно о Митрофанове в серии публикации на «Русской народной линии» пишет диакон Владимир Василиск, доцент Института истории СПбГУ. Митрофанов, как неоднократно указывает диакон Василиск, говорит и пишет «об осознанном и покаянном выборе тех, кто пошел воевать вместе с немцами против большевизма». Однако, уточняет диакон, это «не только оскорбляет память погибших воинов и живых ветеранов, но и идёт против сложившейся церковной традиции: как известно, по решению Священного Синода Русской Православной Церкви 9 мая объявлено днём поминовения воинов, а также всех убиенных, погибших в Великую Отечественную Войну». Тогда как Митрофанов праздник 9 мая называет не иначе как «победобесие».

Поэтому неудивительно, что когда в 2007 году Митрофанов в своём храме произнёс «власовскую проповедь», то часть паствы «вознегодовала» и пошла к ректору, а затем в митрополию и обратилась к архиепископу Константину, предыдущему ректору Санкт-Петербургской академии и семинарии, с тем, чтобы о. Георгия отстранили от настоятельства. Но, видимо, безуспешно.

В свою очередь главред «Града Петрова» протоиерей Степанов не смущаясь предоставляет площадку радиостанции для пропаганды власовщины. Кстати, «Град Петров» – едва ли не единственное СМИ, где такие «экстремисты» от движения «Белое Дело» получают неограниченный доступ к широкой аудитории. Впрочем, и сам Степанов не видит ничего предосудительного, например, в том, чтобы отслужить панихиду по руководителям «русского антикоммунистического сопротивления», а точнее по предателю Власову и его подельникам.

Даже толерантный дьякон Андрей Кураев в 2009 году критиковал позицию Синода Русской зарубежной церкви, который назвал Власова патриотом и «символом сопротивления безбожному большевизму».

Епископ Тихон Шевкунов по этому поводу тогда говорил, что всё это – «настойчивый призыв признать выбор Власова единственно правильным, а его самого – по сути настоящим героем прошедшей войны. Более того – признать его героем грядущей России. А коллаборационизм – не только возможным, но и единственно правильным путём служения России. Соответственно, всех остальных людей, имеющих дерзость быть не согласными с такой позицией, – погибших на фронтах, трудившихся в тылу, умерших после войны и ныне живущих – ни больше, ни меньше как подлецами и предателями».

Смольный показал позицию

Автор этих строк поинтересовался у историка Александрова, сильно ли повредит пропаганде его «белых идей» отлучение станции «Град Петров» от эфира. На что получил ответ: «Это потеря для всех средств массовой информации. Потому что это была самая интеллигентная региональная радиостанция». Закрытие её, по словам Александрова, «связано только с финансовыми причинами».

– Неужели епархия отвернулась?

– Станция никогда не жила за счёт епархии. У станции всегда были благотворители, которые о ней заботились, – отвечает историк.

Через десять минут после того, как случился наш диалог, Александров перезвонил и уже повеселевшим голосом сказал, что выяснил – необходимую сумму вскоре соберут и станция возобновит вещание с 15 сентября.

Источник в митрополии рассказал, что у радиостанции накопился долг около полутора миллионов рублей перед Российской телевизионной и радиовещательной сетью (РТРС). Проблема состоит в том, подчеркнул собеседник, что РТРС потребовал немедленно погасить весь накопленный за несколько месяцев долг.

Но откуда взять денег в таком «социальном проекте»? Выступающие в эфире священники, авторы, за свою работу ничего не получают. Символические зарплаты назначены только штатным сотрудникам: звукооператорам, ведущим. Несколько лет назад их зарплата в среднем составляла около 8 тысяч рублей. Собеседник предположил, что сейчас эта сумма не сильно изменилась.

При этом любопытно, что несмотря на официальный статус, митрополия перечисляет на радиостанцию фиксированную сумму порядка 30-60 тысяч рублей в месяц, тогда как только аренда передатчика в месяц обходится в 100 тысяч.

Наконец, удалось поговорить с главным редактором радио «Град Петров» протоиереем Степановым. Он подтверждает информацию источника, сказав, что митрополия дает лишь 10% бюджета радиостанции «и никогда больше не давала».

«В этом году мы не смогли получить гранты от правительства города. Последние годы мы получали субсидии и гранты, а в этом году они очень резко сократили объем грантового фонда, и мы в общем недобрали полтора миллиона», – рассказывает Степанов.

Кроме того, в этом году, по его словам, разорились некоторые спонсоры и попечители, которые тоже собирали изрядную часть бюджета. В их числе, например, небольшой Турбобанк, который давал 5% бюджета радиостанции.

На вопрос, почему правительство во главе с православным губернатором Георгием Полтавченко отказалось выделять эти смешные для городского бюджета 1,5 миллиона, Степанов отвечает, что якобы финансирование срезали в этом году всем.

Как утверждает главный редактор станции «Град Петров», поскольку Церковь отделена от государства, то единственной формой финансирования духовного радио является порядок поддержки социально ориентированных НКО.

«Это делается на основе конкурсов. Я не могу сказать, что они нас обделяли. Пока были деньги, пока город выделял деньги на эти конкурсы, мы получали вот эти полтора-два миллиона, а сейчас мы получили 300 тысяч, после чего так и сели на мель», – сетует Степанов. Он не понимает действий власти, которая должна быть «напугана перед выборами», а тут вдруг оставляет значительную часть православной аудитории без любимой радиостанции.

Я позволил себе в беседе со священником предположить, не может ли это быть своеобразной идеологической чисткой в связи с тем, что на радио «Град Петров» постоянно выступают такие «экстремисты» белого движения как историк Александров? И получил ответ, что закрыло радио не правительство, а всему виной непримиримая позиция возглавившего недавно петербургское отделение РТРС Руслана Евсеева.

Эксперт на тему Православия депутат Виталий Милонов заявил, что откровенно опечален случившимся. Каждый приход, рассказал парламентарий, перечисляет определённую сумму на «Град Петров», поэтому они и без грантов могли бы выжить.

Виталий Милонов признался, что его с радио «Град Петров» беспокоит другая проблема: «Было достаточно сложно там воспринимать корреспондента «Радио Свобода», которая одновременно работала на радио «Град Петров». Для меня это какой-то диссонанс когнитивный»

Тему власовщины, депутат полагает, необходимо исключить из обсуждения на православном радио

«Тех вопросов, которые есть у нас сейчас, их вполне хватит на века вперёд обсуждать. Поэтому неоднозначную спорную фигуру Власова можно оставить в покое и предоставить светским СМИ вести соответствующую дискуссию, если на то будет потребность в обществе. А вот специально делать какое-то перчёное блюдо из христианского радиоканала, это, конечно, не стоит», – сказал Милонов.

Историк-публицист Игорь Пыхалов, только услышав, что Смольный мог в этом году отказался выдавать радио «Град Петров» гранты в связи с активной пропагандой власовщины, сразу же заявил, что такое вполне возможно.

«Может быть, но закрыли не из-за белого движения как такового, а из-за власовщины, оправдания коллаборации», – предположил Пыхалов, поскольку даже внутри белого движения есть часть людей, которая осуждает историка Александрова и его единомышленников.

В то же время, заметил историк, руководство Петербурга и губернатор Георгий Полтавченко симпатизирует белому движению. «Белое движение сейчас в тренде. В июне открыли мемориальную доску Маннергейму. Теперь вот планируется открыть мемориальную доску Колчаку... А историк Александров, он, прежде всего, сторонник Власова. Занимается оправданием этого явления. Поэтому да, это вполне может быть причиной. Потому что вокруг Александрова такой скандал идёт ещё с момента защиты его диссертации», – заключил Игорь Пыхалов.

 

                   Кирилл Чулков, «Конкретно.ру», фото с сайта http://www.artlib.ru