Выборгский гамбит

Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) бьёт тревогу о сохранении исторического наследия в Выборге. На днях стало известно, что Минкульт России выделил первый целевой транш в размере 174,6 для проведения работ по реконструкции комплекса крепостных построек. Одновременно бюджет Ленинградской области в этом году направляет 100 млн рублей на восстановление памятников регионального значения в этом городе. Однако тем временем в средневековой части Выборга неизвестные лица по-тихому уничтожают архитектурные ансамбли, а известные – взрывают уникальные природные ландшафты, зарабатывая на этом деньги международных банков.

Почему выборжане, слыша о приходящих в город миллионы, всё меньше верят в искренние намерения властей сохранить их малую родину, разбирался корреспондент «Конкретно.ру», отправившись в единственное историческое поселение Ленинградской области.

«Уважаемый Андрей Михайлович! (…) Ваше – открытое – письмо означает, не только то, что PR для Вас важнее конкретной работы. Но и что для Вас интереснее другая позиция: громким голосом кричать «украдут» и «разрушат». Видимо, так привычнее. И это Ваш личный выбор. Несмотря на него, администрация Ленинградской области намерена выполнить все поставленные задачи по реставрации города Выборга, действуя исключительно в рамках действующего законодательства. (…) Мы видим Ваше неравнодушное отношение к Выборгу. В то же время прошу не заниматься обливанием грязью тех, кто не только пытается сделать хорошее дело, но и результаты работы которые уже сегодня дают уверенность в завтрашнем дне Выборга».

(из письма Заместителя председателя Комитета по культуре Ленинградской области, Андрея Ермакова).

Пирумовские миллионы

Примерно за год до ответа областного Комитета по культуре на открытое письмо журналиста «Выборгских ведомостей» Андрея Коломойского, авторским коллективом столичных экспертов был изготовлен уникальный документ – «Концепция сохранения исторической территории Выборга».

Родилась Концепция в недрах ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские» по заказу Министерства культуры осенью 2014 года. Уникальность же её заключалась в рекордных сроках исполнения министерского заказа.

На всю разработку документа вместе с детальным просчетом сметной документации у московских специалистов ушло чуть меньше двух месяцев. За это время эксперты ознакомились с 17-ю памятниками федерального и 81-м памятником регионального значения Выборга. Кроме того, они обследовали 166 выявленных объектов культурного наследия (ОКН), провели комплексную оценку их сохранности, подготовили научно-проектную документацию и вывели сумму, необходимую для реставрации исторической части. Вышло около 31 миллиарда рублей.

2015 год отводился экспертами на сбор исходной информации, начало проектирования и первоочередных противоаварийных работ в историческом центре Выборга. С 2016 года предполагалось начать реставрацию, а с 2017 по 2022 – масштабировать её.

Отчасти первый этап был выполнен. В 2015 году Минкульт провёл с десяток конкурсов на выполнение проектов по Башне Олафа, Крепостного вала Выборгского замка, Часовой башне и Старого кафедрального собора.

Но всё пошло наперекосяк этой весной. Заместитель министра культуры Григорий Пирумов, который подписал Концепцию сохранения Выборга, уехал в СИЗО. Чиновника обвинили в завышении стоимости реставрации Изборской крепости и Новодевичьего монастыря. Выборг же остался без куратора, а, соответственно, до только что поступившего сегодня транша – и без денег.

… ещё здесь была Анна Керн

«Вся концепция, разработанная по заказу Минкульта – фикция и бред, который не подлежит ни экономическому, ни культурологическому анализу. Во-первых, выдержать такие сроки невозможно даже силами всего мирового экспертного сообщества. Во-вторых, похоже, что составители документа ни разу не появлялись в Выборге, а суммы взяты ими с «потолка». Московские эксперты предлагают нам отремонтировать «каменные полы» и «балконную часть» Часовой башни? Но там нет ни того ни другого. Что означает «прорыть двухметровые шурфы в грунте»? Объект стоит на голой скале. Почему историческая справка по башне Святого Олафа, в которую зачем-то включили упоминание о посещении города Анной Керн, должна обойтись бюджету в 170 тысяч рублей? Эту справку уже составляли несколько раз за последние десять лет. И кто будет контролировать расход бюджетных средств при таком подходе?» – журналист Андрей Коломойский задает вопросы, которые были озвучены им уже с десяток раз, например, в том самом, неудобном для чиновников открытом письме.

Сегодня историческую часть Выборга, 40% которого, как следует из Концепции, «подверглись деструкции», «контролируют» несколько условных градозащитных организаций.

Титульный Общественный совет по сохранению города работает под патронажем самого главы МО «Выборгский район» Александра Лысова – несомненно искреннего и глубокого ценителя северного модерна. Свою преданность историческому поселению и людям в нём живущим, он доказывал не раз. Например, несколько лет назад господин Лысов провёл спецоперацию по сохранению в памяти выборжан квартала купца Сета Солберга. Объект сносили экскаватором, а любопытствующих петербургских и финских журналистов вроде бы гоняли с места события битами.

Но правду скрыть не удалось: оказалось, что накануне из советской кладки здания в другом конце квартала выпал кирпич. Тем самым он «создал опасность для жизни и здоровья жителей». Поэтому вновь выявленные объекты культурного наследия предусмотрительно выкорчевали вместе с фундаментом. Кое-что, правда, и осталось. Вот уже три года объект выглядит так.

Любому здравомыслящему человеку очевидно, что в таком варианте жизни прохожих ничто не угрожает.

Вторая группа – общественное движение «Я люблю Выборг». Туда входит директор местного ресторана «Круглая башня», главврач роддома, депутаты и прочие, однозначно заслуживающие уважения выборжане.

Условную третью группу составляют те, кто по идейным соображениям отказался от первых двух. Среди них – Андрей Коломойский – человек с богатым культурным бэкграундом. В своё время наш собеседник организовал самый большой в истории СССР рок-концерт в парке Монрепо и познакомил приграничный город с «Аквариумом», «докинчевской» «Алисой», московской группой «Центр» и другими персонажами андеграундной культуры. Для Выборга Коломойский в некоторой степени остался авангардистом, добившимся снятия с должности руководителя областного комитета по культуре Натальи Кононенко и организовавшим митинг в защиту исторической части города.

Ненавязчивое «промо»

У постоянных участников Гильдии экскурсоводов Выборга за много лет работы сложились свои собственные приметы. Например, повышенный интерес туристов город переживает после скандальной гибели очередного исторического здания – люди срочно едут посмотреть, что снесли, а что осталось.

Программа повышения туристической привлекательности, судя по всему, не слишком затратная. Благодаря ненавязчивому «промо», за последние годы Выборг, уже находясь в статусе исторического поселения, пережил несколько «волн» внутреннего туризма.

Первая волна накрыла приграничный город несколько лет назад году, когда на центральной улице Старого города, Крепостной, «самовозгорелся» памятник регионального значения – выдающийся образец северного модерна Дом Говинга.

«Дом горел всю ночь, – вспоминает Андрей Коломойский. – Утром перекрытия правого крыла здания рухнули через все этажи в подвал. Очевидцами «самовозгорания» оказались мои приятели, которые слышали, как наверху раздалось два громких хлопка, а потом в лестничный пролёт хлынула горящая жидкость. До этого здание много лет рушилось, будучи в руках частного инвестора. Из дома украли всё, что можно, но кое-где ещё сохранились паркеты, лепнина, двери из ценных пород дерева, печи знаменитого завода ABO. В режиме строжайшей секретности городская администрация отсудила Дом Говинга обратно. Узнав об этом, общественники принудили мэрию составить опись сохранившегося наследия, но случился казус. За те несколько месяцев, что здание было в руках администрации, артефакты, вошедшие в опись, исчезли. После чего здание сгорело».

Сегодня памятник регионального значения встречает гостей города мрачными окнами-бойницами.



На «сохранение» выгоревшего, теперь частного, объекта сметой господина Пирумова предусмотрено 416 миллионов рублей. Интересно, что при живых свидетелях поджигателей здания никто не искал. Поэтому уничтоженный памятник будет восстанавливаться за счет средств налогоплательщиков.

Эпидемия пожаров не оставляла Выборг последние три года. Несколько раз горел образец военного зодчества – здание кордегардии.

Практически на глазах у пожарных огонь выжег Дом Теслефа, который ровно за день до ЧП Минобороны передало городским властям.

За счёт бюджета также предполагается восстановить исторический квартал из шести зданий постройки XVIII–XIX веков – тот самый, который городские власти предусмотрительно зачистили.

Символично, что разрушение именно этого объекта стало катализатором кампании по сохранению Выборга.

До 2030 года на реконструкцию его средневековой части планировалось распределить 34 млрд рублей. В ближайшие несколько лет из федерального бюджета сюда должно прийти три миллиарда, а из областного – миллиард рублей.

Средства на восстановление культурного наследия России согласился выделить и Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Разумеется, под проценты. Таким образом, граждане дважды оплатят 40% «деструкции» исторического Выборга, часть которого исчезла за последние два года. То есть, с тех пор, как город получил статус «особо охраняемого исторического поселения».

«Культурный фундамент»

Время ожидания миллиардов не проходит даром – отметил побывавший в Выборге корреспондент «Конкретно Ру».

Велик шанс, что к началу полномасштабных работ реставраторы попросту не найдут часть оригинальных объектов, под восстановление которых выделены немалые бюджеты.

Например, приказом министра культуры от 20 января 2015 года как исторически ценный градоформирующий объект Выборга определён региональный памятник «Дворец наместника, 1784 г.».

В состав комплекса включён сам дворец, служебный корпус, ограда с воротами. До 2014 года здесь работала школа, а после ремонта весь комплекс был передан в пользование РПЦ. И тогда во Дворце наместника начались строительные работы.

Сегодня над ОКН «служебный корпус» вырос второй этаж, перекрыв охраняемую федералами панораму площади.

Вот уже полтора года неравнодушные выборжане тщетно пытаются найти упоминание о заказчике, проектировщике и подрядчике строительных работ. Однако никакой информации о себе тот оставить не пожелал.

Судя по всему, возмущение жителей отчасти разделяют и органы госвласти. Так, сотрудник областного комитета по культуре Андрей Ермаков еще вконце 2015 года пообещал провести собственное расследование и найти строителей, ведущих работы на памятнике регионального значения.

«В адрес пользователя Православной местной религиозной организации приход Спасо-Преображенского собора направлено письмо с требованием об остановке работ и предоставлении в адрес Комитета полного комплекса документации, обосновывающей проведение работ», – пишет он в ответе на запрос Андрея Коломойского.

Судя по всему, расследование зашло в тупик. За семь минувших месяцев таинственный застройщик так и не прекратил «совершенствовать» памятник.

Между тем, на реставрацию градоформирующего комплекса, согласно минкультовской смете, планируется выделить более 168 миллионов рублей. Не прирастёт ли объект третьим этажом к началу работ?

Не меньше вопросов вызывает нынешнее состояние Восточно-Выборгских укреплений – бывшего комплекса оборонительных сооружений, возведённых по проекту Эдуарда Тотлебена.

Когда-то герой Крымской войны предложил строить не гигантские крепости, а цепь капониров, с которых оптимально простреливается пространство. Проект четырёх отдельных редутов с погребами для боеприпасов, трёх промежуточных батарей и бастионного фронта в своё время стал передовым образцом оборонительных сооружений. Сегодня объект значится в реестре памятников как ОКН.

Большая часть укреплений разрушена, но не законсервирована.

После пропажи с пороховых погребов свинцовой кровли, один из них дошёл до такой стадии «культурного фундамента», что неподготовленный глаз едва ли сможет различить строение в буйной растительности.

На реставрацию комплекса Восточно-Выборгских укреплений эксперты Минкульта «отстегнули» более 80 миллионов рублей. Однако судя по темпам разрушения кирпичной кладки, очень скоро здесь уже мало что будет восстанавливать.

Следите за руками

С чудовищным даже по российским меркам цинизмом, сопряжены работы по «сохранению» исторического Папульского парка, который решено реставрировать за счёт средств МБРР.

Парк был разбит в конце XIX века главным садовником Выборга Карлом Матиасом Рамстремом по плану стокгольмского садового архитектора Райдберга.

В 2015 году Министерство культуры включило его в раздел «Исторически ценные градоформирующие объекты».

Ровно через девять месяцев на территорию «градоформирующего объекта» заехали бульдозеры и сравняли часть парка с лицом земли, уничтожив тысячи деревьев и кустарников.

«Вначале никаких объяснений ни нам, ни международному сообществу экспертов никто давать не собирался, – вспоминает сентябрь 2015 года Андрей Коломойский. – Причины, по которым при полном попустительстве выборгской администрации истребили «ценный градоформирующий объект», стали известны лишь позже. Оказалось, что сквозь парк РЖД решили строить автопутепровод через железную дорогу. Разумеется, переезд можно было бы возвести по пути следования Смирновского шоссе, которое огибает объект. Но тогда цена строительства не превысила бы 200 миллионов рублей. Разве это деньги? А вот проложить дорогу через природные скальные ландшафты охраняемого парка за миллиард – другое дело».

В ноябре 2015 года эксперты петербургского отделения ИКОМОС (Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест) «рассмотрели вопрос о работах по прокладке автодорожной трассы и линий электропередач по исторической территории выборгского парка Папула, в результате чего объекту был нанесён значительный ущерб».

На заседании присутствовали эксперты по проведению государственной историко-культурной экспертизы: Сергей Горбатенко, Мария Штиглиц, Александр Кононов, а также депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Алексей Ковалев.

Позволим себе процитировать выдержку из решения экспертов:

«…Участники заседания пришли к заключению, что в результате ведущихся работ парку нанесён значительный ущерб. В зелёном массиве прорублены широкие просеки, чем грубо нарушена его пространственно-планировочная композиция, уничтожено значительное количество ценного древостоя. Просеками пересечены сохранявшиеся парковые дороги XIX века…»

Ирония судьбы в том, что порубки стали возможны по итогам экспертизы одного из участников ИКОМОС – выборжанки Юлии Куваевой.

«Предложенные экспертом границы парка меньше исторических практически вдвое, не соответствуют его пространственно-планировочной композиции, проходят поперёк сохранившихся парковых дорог. Северная граница практически совпадает с очертаниями предполагаемой к строительству автодорожной трассы, что свидетельствует о том, что она определена с учетом её проекта», – делают вывод участники ИКОМОС.

Юлия Куваева пояснила: строители обратились к её услугам уже после начала «дорожных работ». Однако, как заметили градозащитники, такое обращение было не случайным. По странному совпадению, именно госпожа Куваева оказалась исполнителем двух разделов проекта вышеуказанной трассы автодорожного путепровода.

Куваеву исключили из ИКОМОС, но на судьбе Папульского парка это не отразилось. Призывы участников заседания срочно остановить работы и разработать альтернативную экспертизу были направлены в Минкульт. Оттуда спущены на региональный уровень, где защитникам исторического наследия подтвердили: работы законны.

«Законными они стали лишь по одной простой причине. Муниципальная администрация разрешила уничтожить парк, хотя прекрасно знала о приказе Минкульта, – подытожил Андрей Коломойский. – Долгое время Папульского парка как ОКН не значилось и в Госреестре».

Следовательно, трасса проходит не через особо выделенный Минкультом объект, а по обычной лесной «просеке».

Под какой же тогда проект будут выделены деньги МБРР, а самое главное – на что будут потрачены заёмные средства, если половины парка как такового уже не существует? И, самое главное – кто освоит деньги на его реконструкции?

Меньше года назад и эксперт Юлия Куваева, и пресса, подконтрольная местным властям, высмеивали «паникёров»: «это же надо такое удумать – распускать слухи, будто Папулу будут уничтожать динамитом!»

Но на подъездах к Папульскому парку корреспондент «Конкретно. ру» увидел предупреждения: «Ведутся взрывные работы».

«Как без них? Тут же скальный ландшафт» – удивился вопросу нашего корреспондента представитель омской строительной компании, ведущей работы.

И вдруг разразился неожиданным монологом:

«Впрочем, в какой-то степени вы правы…Я не понимаю, зачем было проектировать дорогу именно здесь? Я бы на территорию парка не полез. Знаете, мы тут работаем полгода и за это время я понял, что для людей это место почти ритуальное. Но теперь уже поздно, ребята, об этом говорить. Раньше надо было шевелиться…»

Можно ли рассчитывать на то, что судьба средневекового Выборга изменится к лучшему? Сейчас, когда сюда пошли первые целевые деньги, особую актуальность принимает вопрос контроля над выделенными миллионами. А это уже не местный – губернаторский уровень. Новость о том, что в городе начинаются долгожданные работы, Александр Дрозденко назвал хорошей…


        Алла Серова, «Конкретно.ру», фото автора