Бизнес на деревне

2018-й год в Ленинградской области будет посвящен туризму. Об этом сообщил губернатор Александр Дрозденко в ходе празднования 90-летия региона. До середины октября чиновники разработают Концепцию развития отрасли по двум федеральным программам и проанализируют действующие туристические потоки. Какие же направления влекут путешественников и сколько смогут зарабатывать жители региона на ценителях сельского пейзажа? Искать ответы на эти вопросы корреспондент «Конкретно.ру» начал с самой дальней точки северо-востока Ленобласти, где удалось обнаружить туристическую инфраструктуру – деревню Щелейки.

Говорят, что в XVIII веке Щелейки была знаменита своими ярмарками, но сегодня здесь нет даже магазина – ближайший работает в соседнем посёлке, за пять километров.

«Раньше можно было купить хотя бы одежду. А теперь Советский Союз развалился, и всё», – коротко пояснила местная жительница.

В Щелейках живет 45 человек, их дома стоят по обеим сторонам пустынного Петрозаводского тракта. Раз в неделю, по субботам, в деревню приезжает автолавка из Вознесенья – заказать продукты можно по телефону до вечера пятницы.

Для любителя сельского туризма такая удалённость от мирской суеты – большой плюс: некуда торопиться, зато вдоволь можно подумать о земном и небесном.

Две главные достопримечательности Щелеек – реставрирующаяся деревянная церковь Дмитрия Мироточивого XVIII века и, собственно, Онежское озеро.

Край считается местом проживания этнических вепсов, но о них здесь напоминают лишь несколько традиционных домов. В трёх километрах отсюда работает карьер по добыче габбро-диабаза и высится скальная гряда, куда можно добраться своим ходом буквально за пару часов.

Дорога в Щелейки может стать уравнением со множеством неизвестных, особенно если нет своего автомобиля. Из Петербурга вначале надо добраться на электричке или автобусе до Подпорожья, потом до Вознесенья. После чего пересесть на автобус Вологда – Петрозаводск. Паром переправит туриста через реку Свирь, и уже через полчаса он будет в Щелейках. Приобрести билеты по интернету на вологодском автовокзале невозможно, дозвониться туда тоже сложно. Альтернативные варианты – добираться прямым рейсом Петербург – Вознесенье или же ехать сразу до столицы Карелии, а уже там преодолеть 121 километр ранним утренним автобусом.

Несмотря на сложный путь, туристы приезжают сюда в одиночку или организованными турами. Но чаще всего на несколько часов – искупаться и посмотреть церковь.

Зима и лето на Онеге

В радиусе трёхсот метров от побережья корреспондент «Конкретно.ру» обнаружил «Гостевой дом Зайчиковых». Стоимость проживания здесь невысокая – 500 рублей в сутки. Из удобств – душ, санузел, небольшая кухня в номере на двух человек. Как рассказали хозяева, сезон туристов начнется в августе, июнь и июль относительно свободны. Питаться постояльцы могут за отдельную плату дарами подсобного хозяйства.

Цивилизованный отдых с современной сауной предлагает стоящая напротив «Онежская усадьба», которая несколько лет назад появилась на месте фермы.

Здесь можно взять катер напрокат (стоимость 12 тысяч рублей за шесть часов) и даже, как заявлено в рекламных проспектах, полетать на самолёте. Теоретически для путников отрыто кафе, правда, во время приезда журналистов оно не работало, и нас угостили растворимым кофе. На территории базы категорически запрещена громкая музыка.

Владельца «усадьбы» – петербургского предпринимателя Владимира Моисеева – мы застали за работой, но он нашёл время, чтобы рассказать, почему выбрал малообитаемое побережье для гостевого бизнеса.

– Всегда любил охоту и рыбалку. За много лет объездил Ленобласть, Карелию, добрался до берегов Онежского озера. В Щелейках мы отдыхали с палатками, а потом нам с компаньонами пришла мысль обустроить здесь базу отдыха – уж больно по сердцу пришлись эти места.

– База для туристов – ваш единственный бизнес?

– Нет, основной доход приносит школа водительского мастерства и экстремального вождения «Моисеев-Грахов» в Петербурге. Дом отдыха – это, скорее, для души. Мы построились на месте бывшей фермы, вложения в инфраструктуру были большими. В том виде, в каком вы её видите, площадка существует около полутора лет. Надеюсь, что через два – три года о нас узнают, и сюда начнут приезжать люди.

– Почему так долго?

– Это нормальный срок узнаваемости для такого бизнес-проекта. Сначала приезжали только мои друзья. Сегодня мы особо нигде не рекламируемся. Есть сайт и страничка в соцсети. В основном работает сарафанное радио, но люди находят нас. Мы расширяемся, открываем детскую площадку, чтобы постояльцы могли отдыхать с детьми. Со временем организуем прокат снегоходов и квадроциклов. Ну, и конечно, будем следить за запросами гостей.

– Кого привлекает жизнь в русской деревне? Иностранцев?

– Иностранцев мало. В основном едут жители Петрозаводска и Ленобласти. Горячий сезон начинается зимой – людей манит подлёдный лов на Онеге. Осенью база стоит пустая, летом полупустая. А вот зимой, когда встанет река, вы не узнаете этих мест, всё будет забито рыбаками.

– Чем определяется ценовая политика вашего заведения?

— Спросом. Летом сутки проживания стоят от пятисот рублей. Если бы людей было больше, ценник повысился бы.

– Как местные власти относятся к инициативе привлекать туристов в их «вотчину»?

– Власть действительно не любит, когда на подведомственной территории появляются какие-то непонятные проекты. Мало того, что не понимают, так в некоторых случаях ещё и активно мешают. Нам повезло, главный принцип местной администрации был «не мешать», за что мы очень благодарны.

Русская деревня готова к переменам

Продвигать бизнес гостеприимства в Ленобласти начали почти десять лет назад. Тогда была принята долгосрочная программа развития отрасли, открылась школа и курсы сельского туризма: начинающих предпринимателей учили, как организовать отдых на базе собственных домов и хозяйств. В регион устремились коммерсанты из Петербурга, уловив спрос на «русскую деревню».

Поначалу главным препятствием для развития популярного заграницей «природного туризма» («nature based tourism» – условное обозначение для «аграрного», «эко» и «сельского» туризма) считались плохие дороги и негодная инфраструктура самих деревень. Изменилось ли что-то за восемь лет?

Предприниматели, с которыми удалось побеседовать, полагают, что изменилась психология людей, и это важный шаг на пути к цивилизованному рынку. Идея, что дойка козы, ночь на сеновале или баня по-чёрному может стать привлекательным «аттракционом» для пресыщенных впечатлениями горожан, перестала быть необычной. Сегодня только на сайте Booking.com можно найти 55 областных гостевых дома и четыре фермерских хозяйства, проживание в которых варьируется от 300 до семи тысяч рублей в сутки.

«Впервые мы начинали «раскачивать» местных жителей в 2009 году, вдохновившись примером Франции. Однако эко-идеи только входили в моду. Объяснить тем же жителям Дорошово, почему гости заплатят им за ночлег в русской избе, было непросто: люди подозревали подвох. В итоге, мы плюнули и вложили четыре миллиона рублей в постройку трёх гостевых домов, которые не окупились, поскольку доехать до нас оказалось тяжело. Сегодня от слов «сельский туризм» уже никто не падает в обморок, русская деревня готова к переменам», – рассказал предприниматель Дмитрий.

Вместе с тем участники рынка по-прежнему низко оценивают инфраструктуру для «зелёного» отдыха.

«Людям нужны нормальные дороги, качественный ночлег, даже если это ферма. Необходимы места, чтобы вкусно и недорого поесть. Пока в отдалённых точках Ленобласти сельский туризм принимает черты экстремального. При этом не обязательно перекраивать привычный уклад. Щелейки, где вы побывали, можно преподнести как «край вепсов», этнически обустроить гостевые дома. И турист сам потянется туда», – оценивает перспективы предприниматель Денис Балтрушайтис.

По словам эксперта, оптимизм ему вселяет намерение Ленинградской области войти в ТОП-15 по развитию агропромышленного комплекса.

«Если поляну не подожмут «крупняки», мы увидим добросовестное конкурентное развитие фермерских хозяйств. Такие фермы могут стать открытыми и включить в направление деятельности гостиничные услуги. Недавно в правительстве региона было заявлено о намерении развить сеть современных кемпингов, а где кемпинги, там и дороги. Всё это позволяет осторожно предполагать, что чиновники действительно готовы развивать Ленобласть, хотя законопроект о сельском туризме почему-то был ими позабыт», – заключил собеседник «Конкретно.ру».

Неудобная поза

Представитель компании-туроператора «Балт Тур» Людмила Белоногина уверена, что российская инфраструктура экотуризма имеет специфику. Во многом она сформирована естественными факторами.

В Западной Европе небольшие территории и лучше качество дорог – приводит пример собеседница. Если португальцу надоела «цивилизация», он может поехать в глушь собирать апельсины. Когда апельсины приедаются, турист садится в машину и через десять минут играет на гольф-поле премиум-класса. В Ленобласти же огромные расстояния и неразвитость сопутствующей инфраструктуры действительно могут превратить эко-отдых в экстремальный. Хотя остальные различия не столь существенны.

«Скорой медицинской помощи нет во многих деревнях Европы. Если что-то случилось, ты ловишь попутку и сам везёшь себя к врачу. Автобусное сообщение зависит от региона. Например, есть риск не дождаться транспорта в Англии. Серьёзно «застрять» можно во Франции. Зато в Германии и Швейцарии реально добраться куда угодно из любой точки. Аналогию можно было бы провести и с магазинами: редко где государство заботится, чем питаются жители сельской местности. Но на европейских фермах полно продукции, кроме того, в каждой деревне работает пекарня. В России с этим сложнее», – заключает собеседница.

По словам эксперта, культура общепита больше зависит от традиций местности. Например, в любой испанской деревне работает два бара. Подобное сложно представить в нашей стране, но едва ли это минус. Чаще туристов влечёт полное отсутствие цивилизации, хотя сельская местность и должна иметь колорит. Например, на Западе для ценителей агротуризма открыто много ферм. В Швейцарии развита молочная отрасль. «Город-сыр» этой страны – Грюйей – принимает гостей на знаменитой сыроварне, где можно наблюдать за производством настоящего швейцарского продукта.

Людмила Белоногина уверена, что и отечественная деревня станет интересна, если туда придёт малый бизнес:

«Во всём мире есть любители русской классики и та же усадьба «Вишневый сад» могла бы привлечь иностранных гостей. К сожалению, серьёзным препятствием к туристическому прорыву остается тяжёлый процесс получения российской визы. В итоге имеем недополученные деньги с прибыльной отрасли. Получается, что одной ногой мы стоим в прекрасном будущем, а другой – в прошлом. Неудобная поза».

Ленобласть привлекает индивидуалистов

В 2016 году Ленобласть вошла в ТОП-20 привлекательных регионов России, заняв 11-е место. Однако оценить реальные доходы предпринимателей в этом секторе сегодня проблематично.

По данным Петростата за 2015 год (итогов последнего отчетного года нет в свободном доступе), доля убыточных гостиниц и ресторанов Ленобласти с 2010 по 2015 годы снизилась с 28,6 % до 18,2 %. Финансовый результат тоже снизился на один пункт: с 12-ти (2010 год) до 11-ти (2015 год).

«Судить об успехах или неудачах гостиничного бизнеса по этим цифрам очень сложно. Теоретически, снижение сальдированного баланса влечет снижение прибыли. Но, судя по отчету, количество убыточных предприятий сократилось. Это может говорить о чём угодно. Например, о том, что они избавились от непрофильных активов, дабы платить меньше налогов, или, что организации закрылись. Оценивать развитие туризма лучше по числу прибывающих гостей в регион. Но их приток не гарантирует возрастающих доходов бюджета. Представьте, что в прошлом году к вам приехало сто человек, которые потратили сто тысяч рублей. Сегодня эти же деньги оставили двести туристов, поскольку они не могут позволить большего из-за упавших доходов. Это не значит, что рынок стоит на месте», – рассказала «Конкретно.ру» экономист Елена Серова.

Согласно данным правительства Ленинградской области, приток туристов в 2016 году увеличился до двух миллионов человек (против 1,9 млн в 2015-м). Его емкость, как пишет «ДП» приблизилась к 20 млрд рублей. 60 % пришлось на туры и экскурсии через турфирмы, а около 40 % – на паломнические путешествия. При этом имеется ярко-выраженная тенденция сокращения потока туристов в регион через турфирмы и увеличения доли индивидуальных путешествий.

Хотя выделить из этой доли процент желающих отправиться по дороге со многими неизвестными в те же Щелейки сложно – потенциальные туристические потоки Ленинградской области пока детально просчитываются…


                  Яна ПЛОТНИКОВА, «Конкретно.ру», фото автора и Аллы Даниной