Направления поделили

В Калининграде удивительно спокойно прошел конкурс по распределению так называемых областных маршрутов

 

 

«Если что, взорву бомбу!»

 

Наконец-то стартовало мероприятие, которого владельцы пассажирских автобусов, обслуживающих междугородные и пригородные линии региона, с нетерпением, но не без боязни, ожидали в течение двух последних лет. Речь о конкурсе по распределению так называемых областных маршрутов.

Интрига вокруг грядущего раздела маршрутного пирога серьезно обозначилась в начале 2007-го. Поводом стало появление на местном рынке автобусных услуг никому здесь не известного новичка с московскими «корнями». Этому предприятию-»новобранцу», у которого не было ни собственной базы, ни достаточного количества транспортных средств, в одночасье передали львиную долю направлений, изъятых у попавшего в опалу патриарха калининградского автобусного извоза – ООО «КенигАвто». Передали в эксклюзивно-приказном порядке. Эта инициатива раззадорила здешних транспортных старожилов. Они забили в протестные колокола – начали активно забрасывать власти открытыми письмами о якобы незаконном переделе рынка. В ответ чиновники министерства развития инфраструктуры по мере сил пытались успокоить недовольных – мол, их коллективную «проблему» с повестки дня снимет конкурс, который якобы вот-вот состоится.

Только этого «вот-вот» пришлось ждать еще долго: сначала мероприятие по каким-то неведомым «оргсоображениям» неоднократно откладывали, затем – переносили. Кстати, не исключено, что некоторые сбои случились с подачи протестного большинства конкурсантов, объединенного в Калининградский региональный автотранспортный союз (КРАС). Дело в том, что дотошным и недоверчивым «красовцам» удавалось обнаружить изъяны во вроде бы безукоризненных конкурсных правилах, разработанных в министерстве. К примеру, они обратили внимание на условие, по которому только автобусы вместимостью свыше 40 посадочных мест могли бы сгодиться для нескольких весьма перспективных линий – тех, специально под которые один из их коллег недавно приобрел за рубежом новенькие 39-местные автобусы. Жалоба ушла из КРАС в антимонопольное ведомство, где была признана вполне обоснованной.

Ободренные этим успехом «красовцы» с неделю назад потребовали отложить конкурс на полгода для «коренного» пересмотра правил. В противном случае, они грозили аннулировать его результаты «через суд». Однако в правительстве области решили затяжной тайм-аут все же не брать. Такой поворот сюжета давал основание предполагать, что на конкурсе разразится скандал. Но этого не произошло...

Под процедуру вскрытия конвертов с заявками претендентов на те или иные маршруты был выбран конференц-зал в здании №13 на Советском проспекте. К назначенному времени (15 часов 4 июня) туда собрались почти все заинтересованные лица. Одним из последних явился президент КРАС Михаил Цуканов с внушительным портфелем в руках. «Если что, взорву бомбу», – хлопнув по нему, грозно оглядел он зал.

Перед тем, как «ударить в гонг», ведущая – сотрудница конкурсного агентства областного правительства Наталья Саламатина объявила о том, что каждый из претендентов вправе отозвать свои заявки. Желающих «сойти с дистанции» не нашлось, и Саламатина приступила к действу – канцелярскими ножницами принялась кромсать внушительных размеров коробку, в которой была подана первая заявка. Достав ее, ведущая огласила данные заявителя, номер лота, на который тот претендует, количество, год выпуска и экологическую «евроклассность» его автобусов, а также предлагаемый им процент ежегодного снижения тарифа.

Двухчасовой процесс вскрытия и чтения заявок шел как по маслу. Конкурсанты в поте лица конспектировали каждое слово ведущей под строгими взорами жюри.

Слегка оживилась аудитория лишь когда очередь дошла до заявки под «нехорошим» номером 13. «Это счастливое число для Калининграда и для участника», – уловив нервную «вибрацию» зала, подал реплику сидевший в президиуме заместитель министра развития инфраструктуры Игорь Кухта.

Последними были «выпотрошены» коробки с заявками очевидных фаворитов – компаний, оснащенных новыми импортными автобусами стандарта «Евро-3». Здесь не обошлось без сюрпризов. Эти претенденты задекларировали готовность ежегодно снижать тариф на некоторых направлениях на 15-20 процентов. «Получается, что в случае своей победы они пассажиров через несколько лет будут и вовсе «за так» возить?» – иронически усмехнулся кто-то из конкурсантов, не столь щедрых на обещания.

Покончив с заявками, ведущая объявила о том, что о следующем конкурсном дне будет объявлено отдельно, а пока-де комиссия начнет «просеивать» участников через технико-эксплуатационное «сито».

На том, собственно, все и завершилось. Как говорится, без шума и пыли. Почему так? В кулуарах ситуацию прояснил Михаил Цуканов. По его словам, накануне вечером на совещании в региональном правительстве было достигнуто «джентльменское» соглашение о том, что никто из конкурсантов не станет претендовать на «чужой каравай». И эту договоренность якобы удалось соблюсти. «В противном случае, я бы взорвал мою бомбу – подал в комиссию бумагу с данными, которые бы вывели из состава участников кое-кого из явных лидеров», – заметил президент КРАС.

Впрочем, не все конкурсанты уходили из зала, что называется, с просветленными лицами. «Беззаконие! Я буду судиться!» – гневно восклицал директор периферийной фирмы, на один «исконный» маршрут которого покусился конкурент из областного центра. «А нам, похоже, и вовсе придется уходить из бизнеса», – вздыхал представитель другого транспортного предприятия.

Любопытная деталь: по подсчетам перевозчиков, более трети из ста семи областных направлений оказалось вообще невостребованными. Это – те социально значимые, но убыточные маршруты, которые на прежних конкурсах всегда предлагались в одном «флаконе» с рентабельными линиями. Но в профильном министерстве посчитали, что «провальных» линий «по определению» нет и быть не может. Во всяком случае, такое резонансное заявление в свое время сделал Игорь Кухта на «круглом столе», посвященном теме конкурсного распределения маршрутов. И что же теперь? На сей счет обозреватель «Калининградской правды» в дверях конкурсного зала поспрашивал одного из членов конкурсной комиссии – заместителя начальника правительственного департамента транспортного комплекса Николая Гурякова. Однако тот ограничился лишь туманными фразами о том, что возить, мол, все равно будут не одни, так другие. «Едва ли такое возможно», – процедил вслед оптимистично настроенному должностному лицу один из конкурсантов.

P. S. Из пресс-службы регионального правительства вчера сообщили, что «не пристроенные» сейчас маршруты будут разыграны на отдельном конкурсе. И что может быть рассмотрен вопрос о бюджетных дотациях тем, кто вызовется обслуживать эти линии.

 

Андрей Горбунов

Калининградская правда