Предприниматель вернул футбол Выборгу

Каждый день на улицы Выборга выезжает микроавтобус с надписью «fcvyborg.ru». Его маршрут хорошо известен горожанам: за день водитель делает несколько рейсов до стадиона «Локомотив», доставляя ребят из футбольного клуба «Фаворит Выборг» на тренировки, а потом отвозит их домой.

Заниматься спортом выборгские дети могут благодаря инициативе местного предпринимателя Александра Долгина. Два года назад бывший профессиональный футболист вместе с единомышленниками восстановил заброшенный стадион и построил там крытый манеж. Когда-то легендарный финский легкоатлет Пааво Нурми установил здесь новый европейский рекорд, а теперь бизнесмен мечтает создать настоящую академию футбола, в которой могли бы расти будущие чемпионы.

Кропотливая трехлетняя работа не прошла даром: недавно Александр Долгин стал победителем Всероссийского конкурса «Социальный предприниматель – 2017», который проводит Фонд региональных социальных программ «Наше будущее». Его футбольный клуб получил беспроцентный заём, и теперь у молодых футболистов появится новое оборудование для тренировок.

О том, как запустить проект детского спортивного клуба, и почему нашей стране необходима федеральная программа развития футбола, Александр рассказал корреспонденту «Конкретно.ру».

– Спортивное предпринимательство и тренировка футболистов – совместимые виды деятельности?

– Три года назад вместе с моим единомышленником – бывшим игроком грозненского «Терека» Виталием Кузнецовым, мы открыли ФК «Фаворит Выборг». Тогда я планировал только помогать ему, но клуб стал быстро развиваться. Сегодня, помимо коммерческой составляющей, я занимаюсь подготовкой документов для строительства новой площадки, переговорами с потенциальными партнёрами, спонсорскими контрактами, мониторингом турниров и товарищеских встреч… Вести тренировки действительно удается редко.

– Кто в вашей команде?

– Люди, без которых невозможно было бы создать и развивать детский футбольный клуб: пять квалифицированных тренеров, специалист, отвечающий за медиа-проекты, водитель. Мы круглосуточно включены в процесс – тренируем ребят, ведём постоянный поиск новых турниров, методик, выпускаем журнал, работаем с родителями, кроме того, занимаемся собственным обучением.

Я не могу назвать своих товарищей «нанятым персоналом», который приходит на работу, а потом уходит домой. Они гораздо больше – мы команда единомышленников, готовых 100 % своего времени посвящать любимому делу. Иначе нельзя: по-другому ничего не получится.

– «Большой» футбол считается одним из самых прибыльных видов спорта, но почему вы решили сделать ставку именно на детский сегмент?

– Мы хотим дать детям возможность учиться у профессионалов, чтобы и у них был шанс стать профессионалами высокого уровня. А вовсе не для чистой коммерции или пиара.

Идея создать детскую футбольную академию пришла несколько лет назад, когда мой сын занялся футболом в муниципальной ДЮШ. К сожалению, там я увидел абсолютно непрофессиональный подход, начиная с организации занятий, заканчивая воспитательным процессом. Тренер мог позволить себе опоздать на тренировку или вообще проигнорировать занятия. Во время турниров в Москве, он оставлял детей в гостинице, а сам уходил по делам, мотивируя, что «так безопаснее, а то потеряются». Разве это правильно – побывать в столице и не сходить в музеи, на Красную площадь? Ведь для многих ребят та поездка была первой за пределы родного города.

В итоге, я понял, что заниматься в таких условиях моему сыну не полезно. Встал вопрос – куда тогда идти? Вы понимаете, наши дети часто становятся заложниками ситуации: у них есть стремление тренироваться, но делать это негде. Поэтому они вынуждены довольствоваться тем, что предлагают.

– Как соотносятся спрос и предложение в Ленинградской области?

– Спрос есть, и он большой! На пробную тренировку к нам пришло 27 человек, а уже через пару месяцев число ребят утроилось. Сегодня у нас занимается больше 170 юных футболистов от 4-х до 13-ти лет. Мы поняли, что людям интересен спорт, просто раньше им было некуда пойти.

С предложением всё обстоит хуже. Конечно, сегодня кое-где обустроили поля со специальными покрытиями, в регионе работают ДЮШ. Но там копеечные зарплаты и нет профильных детских тренеров.

Вообще, я вынужден констатировать, что футбольная культура нашей страны утрачена. К примеру, на чемпионат четвертого дивизиона Италии приходит до 4,5 тысяч болельщиков, а на чемпионат Ленобласти – двадцать, тридцать, от силы пятьдесят человек. Ещё двадцать лет назад, когда я играл, за нас болели тысячи. Почему так произошло? Возможно, вопрос в отношении к спорту.

Большинство турниров, где мы играем, проводятся в Хельсинки, поэтому у меня есть возможность сравнить условия двух стран.

Двенадцать лет назад Финляндия запустила федеральную программу развития футбола. Программа включала строительство новых площадок, обучение тренерского состава, повышение квалификации мастеров, создание атмосферы «спортивного климата» в стране. Результат не заставил ждать. Даже в маленьких городках, вроде Котка, Хамины, появились футбольные поля и свои команды. В Хельсинки сегодня тренируются десятки детских сборных. Многие футболисты Суоми приобрели известность, некоторые играют в клубах мирового уровня. Следовательно, соседи двигаются в правильном направлении.

– А каково состояния детского отечественного футбола?

– Начнём с того, что ребят просто некому тренировать, ведь детских тренеров по футболу у нас почему-то не готовят. В университете имени Лесгафта есть курсы переподготовки, которые я проходил, но этого недостаточно.

– А если взять уровень выше?

– Конечно, специалисты работают в ведущих футбольных академиях. Но их можно пересчитать по пальцам: «Зенит» – Санкт-Петербург, «Рубин» – Казань, «ЦСКА», «Спартак» – Москва. И это на многомиллионную страну?

Отдельный вопрос о перспективах их воспитанников. Посмотрите: и в столице, и в Санкт-Петербурге лишь единицы играют за свои клубы. Чуть больше ребят остается в ФК «Краснодар». Но это ничтожно мало в масштабах России. Для чего тогда работают детские академии?

Например, в Италии половина выпускников играет за свои клубы. Пора и нам поднимать уровень игры. Для этого необходимы профильные федеральные программы, нацеленные на развитие спорта. Иначе мы не просто успеем воспитать футболистов следующего поколения...

– Где вы ищете примеры вдохновения и методики тренировок?

– В поисках эффективных методик обучения я объездил футбольные академии России, Европы. Где-то увидел много интересного, где-то понял, как не надо тренировать. Раз в три месяца в Финляндии проводятся семинары для тренеров, куда приезжают профессионалы из Италии, Испании. Мы тоже проходим обучение, и многое перенимаем у них.

– От чего зависит коммерческий успех или неудача в работе с детьми?

– От того, насколько качественно люди смогут выстроить и обеспечить все процессы функционирования клуба, а их много. С одной стороны, если заниматься этим только ради денег, едва ли затея будет обречена на успех.

Например, наш клуб пока не приносит прибыли, да и в ближайшие годы я не планирую её извлекать. Зато надеюсь, что через несколько лет мы подготовим свою футбольную команду, которой сможем гордиться. С другой стороны, если отказаться видеть в ФК бизнес-проект, то у него не будет спортивного будущего. Поэтому необходимо просчитывать и развивать все стороны клуба – от этого зависит успех или неудача.

– Какие основные вложения вам пришлось сделать на старте проекта?

– Вложения были и денежными, и физическими, и эмоциональными. Прежде всего, мы восстановили исторический стадион «Локомотив», который до середины 30-х годов считался центральной ареной Выборга. Во время подготовки площадки я спал по шесть часов: ночью стелили газон, днем работали с документами.

Вторую арену планируем построить в центре: уже арендована площадка, получено разрешение на свет, газ, водоснабжение. Мы купили микроавтобус, который забирает детей на занятия, а потом отвозит назад. Тренировки, форма, сборы и доставка на автобусе – все это входит в ежемесячную оплату, которая составляет 2,5 тысячи в месяц с человека и частично покрывает текущие расходы.

– За счет каких финансовых активов вы планируете расширять свое дело?

– Мы хотим развить футбольный клуб через акционерное общество. Попробуем привлечь к покупке ценных бумаг жителей Выборга и тех, кому небезразлично будущее детей. Акции обойдутся владельцам в сумму около ста рублей в месяц. Думаю, что каждый заинтересованный сможет приобрести бумаги, тем более что продаваться они будут в рассрочку.

Отмечу, что это вполне успешная схема для развития бизнеса на Западе, ведь акционерные общества по интересам начали появляться в Европе больше ста лет назад. Сегодня акции ряда известных клубов на 50 % принадлежит болельщикам. Дотации, спонсорские контракты, широкая реклама в сети – всё это замечательно, но они не могут быть единственным источником доходов.

– Гранты от государства вы рассматриваете как часть такого дохода?

– Разумеется, мы были бы благодарны за любую помощь. Но для получения грантов необходимы существенные средства на оплату работы специалистов. Ни у кого из нас нет специальных знаний, чтобы грамотно заполнить требуемый объём бумаг.

Когда мы участвовали в конкурсе фонда «Наше будущее», собирать документы помогала юрист Галина Котова. Также неоценимую помощь оказали работники самого Фонда: они подсказывали и поправляли нас. И всё-таки работа велась целый год. Положить такой же труд для получения небольшого гранта просто не хватит сил. Мы понимаем, что придётся больше потратить средств на услуги специалистов, нежели получить в итоге.

– А было ли такое препятствие, с которым вы совсем не ожидали столкнуться, начиная заниматься спортивной коммерцией?

– Да, но это вовсе не бюрократические проволочки и административные барьеры, о которых все говорят. К ним я был готов. А вот чего я совершенно не ожидал, так это безразличия.

Сложно поверить, но, оказывается, много взрослых с безразличием относится к досугу своих детей. За два года через нас прошло более 350 ребят, и с каждым родителем нам так или иначе довелось общаться. Меня разочаровало, что многие из них вообще никак не занимаются своими детьми. Иногда к нам приводят трёхлетних малышей, просят взять их в команду. Но даже если ребенок предрасположен к спорту, возраст не позволяет ему играть наряду с другими.

В три года большим благом будет, если папа с мамой в выходные сами позанимаются с ним полчаса: побегают, поиграют в прятки. Но в виду занятости, необразованности или банальной лени, люди не хотят посвящать время детям.

У многих родителей есть стремление «спихнуть» ответственность за ребенка на тренера: мы вам его привели, а вы уже занимайтесь и воспитывайте. Это кардинально неверный подход: основное воспитание ребенка проходит в семье, а школа, клуб – уже в помощь.

– Это проблема исключительно футбола?

– Думаю, что это проблема общероссийская. Ведь к нам приходят ребята из семей разного достатка и социального положения. Хотя, возможно, что и экономическая ситуация влияет на людей таким образом. В противном случае, почему они приобретают инстинкт безразличия?

 

                              Беседовала Яна Плотникова, «Конкретно.ру», фотографии предоставлены ФК «Фаворит Выборг»