Маски сорваны. В город заходит криминал?

На днях стало понятно, что за уголовным преследованием генерального директора петербургского ЗАО «Маяк» Сергея Петрова скрывалось желание околокриминальных элементов завладеть этим предприятием. Судя по документам, которыми располагает редакция «Конкретно.ру», заказное убийство в 2000 году Тахира Казаватова, совладельца «Маяка» – не более чем повод влезть в Северную столицу. А многолетние действия, предпринятые в Дагестане для того чтобы отправить Петрова за решётку, лишь ловкий инструмент в руках тех, кого в прежние времена называли бы рейдерами.

Отныне забрать предприятие вместе с компенсацией морального вреда намерен ставропольский адвокат Владимир Крючков, чьи коллеги обслуживали интересы осужденного на пожизненное заключение бывшего мэра Махачкалы Саида Амирова.

Почти президент

Достаточно известного на Северном Кавказе авторитетного предпринимателя Магомеда Тагзирова молва относит к людям, который знался с бывшим мэром дагестанской столицы. Нынешняя «зачистка» коррумпированных министров пусть и звучит громко на всех уровнях, но в действительности и Владимир Васильев, и выездная бригада генпрокуратуры воюют с противником, на голову слабее Амирова.

Тот не просто метил в президенты Дагестана. Саид Амиров пользовался поддержкой на самом высоком российском уровне. Ведь именно мэр Махачкалы в 1999 году отправился воевать во главе крупного отряда ополченцев с боевиками Шамиля Басаева и Хаттаба. Именно этот влиятельный политик создавал в своей республике отделение партии «Единая Россия». А в 2006 году Кремль всерьёз задумывался, не сделать ли Амирова главой Дагестана?

Тем временем мэр Махачкалы распространил своё влияние на соседние регионы. Конечно, тягаться в силе с Рамзаном Кадыровым он не осмелился бы, но превратиться во второго по величине кавказского политика вполне мог. Однако летом 2013 года Саид Амиров внезапно был арестован и препровождён в Москву, а спустя два года приговорён Северо-Кавказским окружным военным судом к пожизненному лишению свободы по статьям «Участие в незаконном вооруженном формировании», «Бандитизм», «Террористический акт» и «Незаконный оборот оружия».

Возглавил группу адвокатов, которым предстояло «отмыть» Амирова, амбициозный юрист Владимир Постанюк. В число его коллег входили братья Артём и Антон Шарко.


Фото с сайта http://postanyuk.ru/

Все трое числятся в ставропольской коллегии адвокатов «Троя». Здесь же трудится отец-Шарко – Владимир, и упомянутый выше его тёзка Крючков.

Стрельба «по понятиям»

До определённого времени Ставрополь неформально опекал Магомед Тагзиров. Он же – Мага Манасский, которого, на всякий случай, «облагородили» статусом сотрудника представительства главы Дагестана в правительстве Ставропольского края.

В миру Тагзиров – заметный на Северном Кавказе девелопер. Однако по своим замашкам вряд ли уступает бывшему мэру Махачкалы. Разногласия вокруг одного из привлекательных гостиничных объектов привели к тому, что чеченский предприниматель Джамбулат Дадаев всадил в Магу несколько пуль. В ответ 19 апреля 2015 года в Грозный наведались ставропольские полицейские и застрелили обидчика при задержании. Якобы Дадаев попытался протаранить на своей машине автомобиль сотрудников МВД и даже открыл огонь.

Стрельба в центре чеченской столицы вызвала гнев Рамзана Кадырова. Он назвал происшествие «заказом богатых людей» и приказал местным силовикам применять оружие на поражение, если коллеги из других российских регионов позволят себе проводить несогласованные операции.

Спустя пять дней в Махачкале почему-то была закрыта региональная федерация по боям без правил «Даг Файтер». Ее основали четырьмя годами ранее родственники Тагзировы наряду с Мурадом Халиловым – главой частной охранной организацией «Вулкан», специализирующейся на проведении расследований и обеспечении безопасности, и скромного ЧОПа «Альфа-Антикриминал», удивительным образом одноименного с известным московским охранным холдингом, который создали ветераны спецназа ФСБ.

С тех пор Мага Манасский отсиживается в Москве. По крайней мере, он не отважился приехать в Махачкалу, чтобы дать свидетельские показания на Сергея Петрова. А ведь именно по наущению Тагзирова в правоохранительные органы пришёл в 2012 году с добровольным признанием некто Шамиль Алибеков. Он повинился в том, что якобы был соучастником убийства совладельца «Маяка» Тахира Казаватова. И на допросе Петрова, который тогда находился в статусе свидетеля, Алибеков вдруг опознал по телевизору в нём заказчика преступления – пожилого петербуржца «Петровича».

Любопытно, что Тагзиров первоначально присмотрел спортивного Алибекова себе в охранники, да прознал, что тот в джигиты не годится – при ликвидации Тахира Казаватова (кстати, размышлявшего незадолго до этого, не стать ли мэром Махачкалы) струсил, ограничился только ролью водителя. Какой из такого охранник?! А вот как провокатора использовать – самое то.

Похоже, сам Алибеков к тому времени уже успел вкусить прелести криминальной жизни и готов был пройти очередное испытание, чтобы стать ближе к могущественному Маге Манасскому. Даже если для этого предстояло провести пару лет за решёткой.

Не про него ли, повинного, рассказывала в 2008 году «Дагестанская правда»? В январе того же года милиционеры на 123-м километре нефтепровода «Баку – Новороссийск», в момент хищения нефти, задержали КамАЗ с 25 тоннами чёрного золота, управляемый Рамазаном Гапизовым из Акушинского района, и КРАЗ с 20 тоннами нефти, за рулём которого находился «Шамиль Алибеков, житель Ставропольского края». С ними были задержаны ещё четверо – все, скорее всего, из Тарумовского района Дагестана. Один из преступников открыл огонь из пистолета по сотрудникам МВД.

Был «взят в работу» Тагзировым и младший брат Тахира – ничем не примечательный Рашид, прежде подвизавшийся бригадиров строителей.

Фото из архива «Конкретно.ру»

По закону Казаватов-младший на наследство претендовать не мог. Но к замыслу, как прихватить в Санкт-Петербурге ЗАО «Маяк», которое находится на привлекательном Московском проспекте, привлекли адвокатов Саида Амирова. И те искусно вылепили из Рашида Казаватова – «пострадавшего». Представлять его интересы доверили Крючкову и Шарко-старшему.

Про десять миллионов

Правды ради скажем – гендиректора ЗАО «Маяк» могли и не сделать преступником. Если бы отдал предприятие целиком по требованию «пострадавшего» или согласился на отступные в размере 10 миллионов евро. Такое предложение прозвучало вскоре после того, как ретивые сотрудники ГУ СК РФ по Республике Дагестан, облачённые в штатское, затащили Сергея Петрова в Санкт-Петербурге в автомобиль без номеров и с тонированными стёклами. А затем купили на его же деньги билет на самолёт до Махачкалы, где задержанного бизнесмена отправили в СИЗО.

Выкуп, предложенный в обмен на свободу, на тот момент составлял в пересчёте на рубли примерно 400 миллионов. Ещё не грянул кризис, на дворе были тучные годы и никаких санкций.

И весь ход дальнейшего расследования и судебного процесса в течение почти четырёх лет крутился вокруг денег. Адвокат Сергей Квасов, который много лет прослужил в дагестанском УБОПе и в силу республиканской специфике в большей степени занимался выявлением и ликвидацией бандформирований, не случайно заметил: «Это первое уголовное дело, когда объединились определённые силы при поддержке не самой лучшей части правоохранительных органов и начали осуществлять захват серьёзных массивов бизнеса. Самое плохое, что первый том дела относится к убийству Тахира Казаватова, а остальные девяносто девять – к делёжке имущества. Убийство давно ушло куда-то в дальние горы и никого не интересовало. Основная рубка шла за акции, за деньги, за «Маяк». Позабыли про покойника. Рашид Казаватов никогда в судебных заседаниях не скрывал, что основной мыслью и целью является возврат имущества, которое, по его мнению, должно теперь принадлежать ему»…

«Маяк» получит Крючков?

Летом 2015 года в Санкт-Петербург пожаловали гости. Можно предположить, что приехали они сюда из-за того, что Мага Манасский после инцидента в Грозном временно свёл все контакты до минимума. Но «администрирование» уголовной травли Петрова требовало денег. Нужные суммы могли найтись у потенциального интересанта в покупке земли под «Маяком» – предположим, у ректора Горного института Владимира Литвиненко, или же у сына бывшего первого секретаря Ленинградского горкома КПСС – Вадима Герасимова, для которого когда-то Сергей Петров был не просто уважаемым отцовским товарищем, но и инвестором.

Во втором случае расчёт, вероятно, строился на том, что сын партийного вождя решил, как нередко случается, ничего назад отдавать. И даже больше – придумал ход (а может, подсказал кто), что Петров подделал свою же подпись под документами о переоформлении долей в общей фирме на Герасимова-младшего, а потом принялся угрожать расправой. Мол, теперь Вадим должен отдать всё, иначе пойдёт под уголовную статью за незаконное внесение в ЕГРЮЛ.

Так или иначе, гости сосредоточенно двигались по городу и разве мог кто-либо признать в рыжем мужчине в солнцезащитных очках ставропольского адвоката Владимира Крючкова? А может его брата Сергея?

Фото адвокатов на улице. Из архива «Конкретно.ру»

О визите в Санкт-Петербург мы написали спустя пару месяцев. И через какое-то время оказались под пристальным вниманием сначала полиции, а затем и сотрудников Следственного комитета, которым гости наябедничали, что петербургские журналисты якобы занимаются несанкционированной слежкой.

С начала 2018 года Владимир Крючков зачастил в Северную столицу уже по вполне понятным причинам. Задуманная несколько лет назад комбинация по завладению «Маяком» перешла в финальную стадию. Судья Верховного суда Республики Дагестан Закир Исрафилов, прошлой весной претендовавший на кресло главного жреца Фемиды в этом регионе, зажав гордость в кулак, написал обвинительный приговор на основе разработок адвокатов из ставропольской коллегии «Троя». Не стал трясти грязными мантиями коллег и Верховный суд Российской Федерации, лишь незначительно смягчив Сергею Петрову наказание. Владимир Крючков из-за этого смягчения чуть не уснул с досады прямо в коридоре высшего правосудия.

Фото из архива «Конкретно.ру»

В середине марта авторитетные заказчики Крючкова окончательно задвинули «потерпевшего» Рашида Казаватова в задний угол. Маски сорваны, и незачем уже прикрываться скорбью о безвременно ушедшем совладельце «Маяка», который к тому же, обладая высоким статусом в криминальной среде, мог когда-то потеснить самого Саида Амирова.

В этой «схватке дагестанских бульдогов», обслуживаемых ставропольскими юристами, крайним, но пока ещё не нищим, остался производственник Петров. Красный директор, который в пору повсеместного падения гражданского производства сумел удержать швейную фабрику «Маяк» от банкротства, сохранив при этом основные фонды и землю.

По договору цессии Рашид Казаватов уступил право требовать Владимиру Крючкову с Сергея Петрова 500 тысяч рублей в счёт компенсации морального вреда, а также возмещение материального ущерба, причинённого преступлением, на общую сумму 396 миллионов рублей и процентов по ней. Основным кредитором отныне назван адвокат, который, видимо, горячо горюет по расстрелянному в Махачкале неизвестными лицами старшему брату Тахиру и готов забрать в свои руки имущество, оплаченное семье убитого Петровым еще в 2005 году из заёмных средств, взятых лично гендиректором «Маяка» в коммерческом банке.

«Свои предложения по заключению мирового соглашения и определению порядка оплаты» Сергею Петрову надлежит «направлять по адресу: 355000 г. Ставрополь, ул. Ленина, д.458 офис 405». По информации открытых источников он совпадает с местом нахождения ставропольской коллегии адвокатов «Троя», председателем которой указан Владимир Постанюк.

Напоследок интересная деталь. Интернет утверждает, что здание по ул. Ленина, д. 458, принадлежит ООО «Ставропольский научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт по землеустройству». Руководит им некто Сергей Владимирович Крючков…

 

            Павел Луспекаев, «Конкретно.ру»