«Поищите на дне предмет цилиндрической формы»

Центр подводных исследований Русского географического общества и Следственное управление СК России по Ленинградской области подписали беспрецедентное соглашение о сотрудничестве. А также рассказали о совместной работе по отлавливанию в местных водоёмах вещественных доказательств.

Подписи под документом о сотрудничестве в здании на ул. Торжковской, 4, торжественно поставили и.о. руководителя Следственного управления Павел Камчатный и исполнительный директор Центра подводных исследований Русского географического общества (ЦПИ РГО) Сергей Фокин.

Впрочем, как стало известно корреспонденту «Конкретно.ру», который присутствовал на церемонии, несмотря на подписание соглашения только сейчас, соответствующая совместная работа ведётся уже второй год. Просто раньше это были разовые мероприятия, а теперь они должны стать регулярными и системными.

«При проведении следственных мероприятий зачастую встаёт вопрос о поиске вещественных доказательств, документов и лиц, пропавших без вести, в акваториях озер и рек Ленинградской области и Финского залива. Помощь в этом оказывают специалисты Центра подводных исследований РГО – водолазы с многолетним опытом работы в самых сложных и зачастую опасных ситуациях», – рассказала ещё одна участница встречи, пресс-секретарь ЦПИ РГО Марина Давыдова.

«Есть такая поговорка – «концы в воды», то есть замести следы, скрыть преступление. Нередко преступники поступают именно таким образом. А, учитывая, что протяжённость только рек Ленинградской области превышает 50 тыс. км, совместной работы с Центром подводных исследований будет много», – сообщил и.о. главы Следственного управления.

В свою очередь исполнительный директор ЦПИ РГО Сергей Фокин сообщил, что представители его организации впервые согласились помочь следователям по одному из уголовных дел около года назад.

«Не могу сказать, что мы с радостью откликнулись на предложение Следственного комитета о совместной работе, тут, наверное, уместнее другое слово, откликнулись с готовностью», – уточнил он.

С тех пор было несколько других дел, в том числе, участие в следственных экспериментах, и расследование резонансных преступлений. Но поскольку существует тайна следствия, представителям СК можно поверить лишь на слово. Деталей и подробностей они не назвали. Упомянув лишь уникальное погружение на 70-метровую глубину колодца в Сланцевском районе Ленинградской области.

Павел Камчатный добавил, что водолазов активно привлекают к расследованию так называемых старых уголовных дел. Только в прошлом году и начале этого таких было «рассмотрено» порядка шестидесяти. Среди них – больше десяти убийств.

В завершении мероприятия представители следствия и Центра подводных исследований обменялись грамотами и подарками, отметив заслуги друг друга. И ответили на вопрос корреспондента «Конкретно.ру» об уникальности подписанного соглашения.

«Каждое ведомство (каждое региональное следственное управление – прим. ред.) в ходе своей работы взаимодействует с разными специальными организациями. Но если говорить о Центре подводных исследований, он является не просто специальной, но эксклюзивной организацией в плане своих технических возможностей и уникальных людей, которые ювелирно выполняют уникальную работу», – сказал нам Павел Камчатный.

Прежде ни с одним из региональных управлений СК РФ подводные исследователи подобных соглашений не подписывали. В том числе, и с ГСУ в соседнем Санкт-Петербурге.

«Можно сказать, что мы нашли друг друга. В Ленинградской области», – добавил Камчатный.

Затем один из награждённых, водолаз-исследователь ЦПИ РГО Олег Медведев рассказал нам о самом интересном и самом… неприятном в совместной работе с правоохранителями.

Самое интересное – каждый вид деятельности не похож на другой. Искать на дне моря «сокровища» – это одно, а помогать следствию – совершенно другое. Но и в том, и в другом случае интересно находить какую-то конкретную цель, конкретный объект, который долго никто не мог отыскать.

«Безусловно, когда ты ищешь орудие убийства или другие предметы, связанные с преступлением, приятного мало, – поделился он. – А самое неприятное, когда ты занимаешься уголовным делом о пропаже или гибели ребёнка. Доставать детское тело со дна водоёма – это непросто…»

Впрочем, всё, чем Олег занимается в рамках сотрудничества с СК, он воспринимает «как работу». Здесь не до сантиментов. А внушительный опыт работы водолазом, в частности в МЧС, позволяет делать это профессионально и невзирая на эмоции.

В свою очередь водолаз-исследователь Алексей Дурас рассказал корреспонденту «Конкретно.ру», что работа в связке со следователями временами может быть и достаточно забавной. К примеру, как правило, водолазам ЦПИ РГО, «идущим на дело», сразу не говорят всех деталей. И даже объект поиска может звучать довольно двусмысленно.

«К примеру, что это может быть – мяч в пакете? Переспрашиваем: это голова трупа? А на нас – тсс, нельзя так говорить, тайна следствия», – рассказывает Алексей.

Иногда улика ищется по примерному описанию. К примеру, «поищите на дне предмет цилиндрической формы», без подробностей.

А часто бывает так, что помимо основной находки со дна реки или другого водоёма извлекается масса других.

«Нужен только один телефон. А мы нашли там десять… И вот выкладываем их в ряд, а дальше уже следователи делают свою работу», – делится Алексей.

Однако такого, чтобы ни один телефон или другой предмет, который искали, «не подошёл», в совместной практике ЦПИ РГО и управления СК России по Ленинградской области ещё не было. Как заверил нас Алексей Дурас, все поставленные задачи выполнялись на 100%, а всё, что необходимо было найти, было найдено.

И даже те погружения, что не увенчались формальным успехом, в результате которых на поверхность не было поднято ни одного предмета, бесполезными всё равно назвать нельзя. Такие погружения тоже позволяют следствию сделать определённые выводы, сузить круг версий или подозреваемых.

Мешает работе водолазов-исследователей, пожалуй, только одно – плохая видимость в реках Ленинградской области. Предметы приходится искать в буквальном смысле наощупь. В Финском заливе и Ладожском озере с видимостью получше, но она также не позволяет осуществлять поиски по-другому.

Добавим, что количество уголовных дел, в расследовании которых уже поучаствовали водолазы Центра подводных исследований Русского географического общества – тайна следствия.

 

                    Кирилл Кудрин, «Конкретно.ру», фото автора и СУ СК РФ по Ленинградской области