Клуб-самородок на краю вылета

Ленинградская область отчаянно борется за сохранение футбольного клуба «Тосно», который прозвали аномалией в отечественном спорте. Клуб-самородок с маленьким финансированием смог конкурировать с обеспеченными соперниками. Но энтузиазм у спортсменов кончается, как и деньги – у спонсоров. Губернатор Александр Дрозденко не исключил, что у команды будет замена бенефициара.

Февраль 2018 года. Футболисты «Тосно» выехали в Турцию – провести товарищеские матчи в межсезонье. Но вместо отчётного фоторепортажа и итогового счёта в официальной группе команды в соцсетях появилось объявление: «Контрольный матч с Авангард отменен. Все официальные комментарии будут позже». В той же записи появился отрывок из балета «Лебединое озеро», служивший во времена СССР саундтреком «ухода» вождей. Намек был понятен.

Товарищеская встреча была отменена попросту из-за отказа футболистов «Тосно» выходить на поле. Оказалось, что им перестали выплачивать зарплату. Об этом признались сами футболисты в интервью различным СМИ, в том числе федеральным. Речь шла о задолженности в 40 млн рублей, которые не выплачивались игрокам в течение трех месяцев. Болельщики припомнили слова управляющего партнера холдинга Fort Group Максима Левченко, который рассуждал о «Тосно» и унитазе.

Так финансовые неурядицы поставили вопрос не только о выступлении клуба в премьер-лиге, но и о его существовании вообще. Но зачем топить футбольный клуб, фантастически пробившийся в элитный дивизион: с минимальным бюджетом и за счёт мастерской игры российских спортсменов?

История создания

«Лесники», как прозвали «Тосно» в спортивном мире, официально ведут своё начало с 2013 года. Хотя основная команда сформировалась в 2006 году на базе любительского клуба «Руан», основанного игроками рекламного бизнеса в Петербурге – братьями Вячеславом и Игорем Ананских (Игорь Ананских – ныне депутат Госдумы – прим. ред.). Футболисты азартно бегали по газону, но о премьер-лиге даже не мечтали. Большинство игроков – сотрудники рекламного агентства, которые таким образом поддерживали корпоративный дух. Катал мяч и сын Валерия Михеева (нынешний ректор Гидрометеорологического университета) – Алексей, на тот момент возглавлявший федерацию футбола Ленинградской области.

В интервью изданию Regnum в 2012 году амбициозный руководитель заявил, что 47 регион занимается созданием команды, которая через пять лет пробьется в премьер-лигу. Костяком клуба должны были стать местные воспитанники. Финансовую подпитку обещали возложить на частного инвестора и обойтись без бюджетных средств. Обещание было сдержано – эту роль на себя взяла инвестиционно-девелоперская компания Fort Group, которая занимается в России управлением торговыми и офисными центрами.

Новый стадион

Вместе с финансированием клуба новый спонсор планировал возвести стадион в Ленобласти на 18-20 тыс. зрителей. Недалеко от спортивной арены планировалось построить жилые и офисные здания. Девелоперу подобрали 150 га, ранее предназначавшиеся под застройку кампуса объединённых петербургских вузов. Губернатор Александр Дрозденко проект поддержал, хотя предупредил, что потребуется разрешение федеральных властей – застраивать предстояло лесной массив.

Однако этим планам было решено не сбыться. Как пояснил Максим Левченко на своей странице в Facebook, «проект застрял на начальном этапе согласований. Увязли в топях и лесных болотах».

«Участок в Кудрово мог бы стать неплохим местом для постройки современного стадиона в Ленинградской области и инструментом для поддержки команды. Fort Group был готов построить инфраструктуру и коммерческое жильё по соседству, отбив часть затрат на возведение стадиона и содержание команды», – поведал он.

Вместо нового стадиона «Тосно» «прописался» на «Петровском», который раньше был домашней ареной «Зенита». Возросла вместимость для болельщиков с 3 до 20 тысяч человек, впрочем, как и аренда. Клуб вынужден платить 4 млн рублей за каждый матч, сыгранный на «Петровском».

Сам инвестор оценивал ежегодные вложения в жизнь «Тосно» в полмиллиарда рублей – зарплаты футболистов и тренерского штаба, перелёты, переезды, гостиницы, аренда стадиона, экипировка, содержание детской футбольной школы. При этом о доходах мечтать не приходилось, за исключением продвижения бренда компании.

«Мы почувствовали, что становится тяжко. Вместо чеков из «Макдональдса» нам начали приносить счета из ресторана авторской кухни. Бюджет команды вырос значительно, траты увеличивались в геометрической прогрессии, – объяснял Левченко в 2017 году. – От перманентного одиночества периодически возникает желание… нет, не сунуть голову в петлю, а слить «Тосно» в унитаз. Сделать это, поверьте, очень легко, гораздо проще, чем выйти из убыточного бизнеса. Достаточно перестать перечислять спонсорские на счета команды».

В общем-то, итогом такой политики и стал бойкот футболистов в феврале.

Финансовые дыры

После «забастовки» футболистов Максим Левченко согласился: «финансовая дыра» существует, но «пробоина не смертельная»: «Проблемы с финансированием «Тосно» есть. Бюджет на сезон в РФПЛ закладывали в объеме 700 миллионов рублей. Рассчитывали, что половину денег внесет Fort Group как прародитель и основной спонсор, а оставшуюся часть суммы добавят другие партнёры и спонсоры, с которыми велись предварительные переговоры».

Бизнес-партнеры, по словам инвестора, как раз и повели себя не по-спортивному – свою часть переводить не стали. Баланс собирались восстановить после продажи футболистов в другие клубы, но денег хватило лишь на закрытие «хвостов». В одиночку компания не смогла выправить ситуацию, пояснив это условиями кредитного соглашения со «Сбербанком», которые «не предполагали любые внеоперационные расходы». Тогда же российский футбольный союз запретил «Тосно» регистрировать новых игроков, пока клуб не рассчитается с долгами.

Как результат – деньги удалось отыскать и закрыть долг в 40 млн рублей. Какая именно компания выступила спасителем – сведения раскрывать не стали. Однако известно, что губернатор Ленинградской области принимает личное участие в спасении клуба. Как пояснил глава 47 региона в разговоре с корреспондентом «Конкретно.ру», сейчас встал вопрос о замене основного спонсора.

«Не скрою, что мы ведём переговоры с рядом компаний, любителей футбола, чтобы они подхватили «Тосно» у Fort Group. Если основной владелец не готов содержать клуб, то он должен уступить право собственности или доли совладения, – заметил Александр Дрозденко. – Наша задача – создать все условия, чтобы клуб сохранил позицию в высшей лиге».

По его словам, холдинг Fort Group с конца 2017 года фактически прекратил выполнение своих обязательств, а денежную помощь «Тосно» оказывали другие юридические лица. Конкретные суммы и названия компаний руководитель региона предпочел не называть, объяснив это конфиденциальностью переговоров.

Корреспондент «Конкретно.ру» пытался дозвониться до Максима Левченко, но его телефон был отключен. Телеграмм-сообщение с вопросами было прочитано (как подсказал мессенджер), однако ответа по-прежнему не последовало.

Народный клуб

Альтернативный способ спасения клуба Александр Дрозденко видит в превращении его в «народную команду», путем открытого акционирования клуба. Это, как считает руководитель Ленобласти, могло бы преобразовать клуб и дать ему дополнительные источники финансирования. Губернатор оценивает необходимое бюджетирование клуба в миллиард рублей.

«Я рассчитываю, что 10% клуба могут взять на себя местные жители, которые готовы купить акции. Разные суммы – кто-то может тысячу рублей отдать, кто-то – пять. Параллельно нужно привлекать крупные компании, которые работают в Ленобласти и с ними хорошие отношения, – рассуждает Александр Дрозденко. – Есть опыт Англии и Испании, в которых терпящие бедствие клубы обращались к своим болельщикам. Они вместе с юридическими лицами вкладывались в команду. Кто-то нёс один фунт, а кто-то тридцать. Создавался действительно народный клуб».

История спортивного мира подсказывает самый яркий пример – испанская «Барселона». В рядах её акционеров находятся 200 тысяч болельщиков – «сосьос». Команду нельзя продать или «тайно» принять решение по реконструкции или строительству стадиона. Все «сосьос» ежегодно платят взносы и могут выбирать президента клуба. Любопытно, что 30 лет назад доход «Барселоны» на 90% состоял из взносов болельщиков, ныне это – 4% (25 млн евро).

Существуют аналогичные примеры «народных клубов» в Англии – «Портсмут» и «Манчестер оф Юнайтед». Правда, бюджет таких команд позволяет им выступать в третьем и четвёртом дивизионах.

Из «Тосно» в «Ленинград»

Болельщики «Тосно», с которыми пообщался корреспондент «Конкретно.ру», болезненно воспринимают возможность исчезновения «клуба-самородка». Они готовы поскрести в собственном кошельке по 5 тысяч рублей. Но учитывая немногочисленность болельщиков – на матчи в Петербурге приходят от 3 до 4 тыс. человек (статистика ФК «Тосно») – этого вряд ли хватит на существование клуба.

«Если ребята возьмут Кубок – никто «спускать» его не станет, в самом худшем случае – удачно перепродадут. А вложений всегда будет мало. У меня в этом смысле большая надежда на помощь губернатора Ленинградской области», – уверен Олег Москвин, следящий за «Тосно» с 2013 года.

Клубу нужен ребрендинг, считает житель Всевололжского района Сергей Иванов. По его мнению, команда должна сменить название на «Ленинград».

«Под «Ленинградом» и футбольная семья будет расти. И акционирование можно проводить. А так – найдется 5 тысяч человек, кто сможет выделить по 5 тысяч рублей. Это для клуба зоны «Запад» условно», – считает болельщик с «двухлетним» стажем.

Посещать матчи «Тосно» он начал в 2016 году, арендуя квартиру в Великом Новгороде. Туда команда вынужденно переехала из Тихвина, в котором стадион «Кировец» не отвечал регламенту РФПЛ. Клуб заметно пришёлся по душе новгородцам, которые посещали матчи «иноземца».

Собеседники «Конкретно.ру» не исключили, что подопечные Дмитрия Парфенова (тренер ФК «Тосно») может вернуться на прежнее место дислокации – аренда спортивной арены там значительно ниже, чем «Петровского» в Петербурге. Только такой расклад не очень вдохновляет ленинградских болельщиков. Пока же букмекеры предрекают вылет «Тосно», хуже они оценивают дела только у «СКА-Хабаровск». Дальневосточная команда также переживает нехватку средств, оценивая свои аппетиты в полтора миллиарда рублей.

 

                   Алексей Стрельников, «Конкретно.ру», фото www.stoneforest.ru и www.pbs.twimg.com