«Сложностей с реализацией проекта быть не должно»

Осенью 2019 года на «стрелке» Смольной набережной, неподалеку от одноимённого собора, Таврического дворца и музея «Вселенная воды», должен открыть свои двери новый музейный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда». Если, конечно, не вмешается очередной кризис и деньги не перераспределят куда-то ещё. Фактически музей должны возвести меньше, чем за год, учитывая, что активная фаза строительства начнется лишь наступающим летом. На вопросы о музее, в том числе и ряд острых, «Конкретно.ру» ответил генеральный директор АО «Центр выставочных и музейных проектов» Сергей Важенин, который сегодня курирует как постройку объекта, так и его наполнение.

Для начала – немного общей информация, без которой не вовлечённый в тему читатель не сразу поймёт, о чём разговор. Музейный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда» будет строиться по инициативе правительства Санкт-Петербурга и силами АО «Центр выставочных и музейных проектов» (100% акций – государственные). На новый объект выделяется из бюджета чуть менее 2 млрд рублей.

На эти деньги по проекту выигравшего международный конкурс архитектора Никиты Явейна («Студия 44») возведут постоянную экспозицию и зоны временных выставок, а также институт памяти, мемориал, архив, библиотеку и фондохранилище, а рядом разобьют парк и организуют новое общественное пространство.

Здание музея будет состоять из нескольких отдельных блоков, а скорее даже башен, каждая из которых уже имеет своё название. Так, башня с витриной, в которой выставят блокадный кусочек хлеба – «Голод», башня с галереей портретов ленинградцев, переживших блокаду – «Скорбь». Также будут «Огонь», «Быт», «Культура и наука», «Производство».

Участок для застройки составит около 1,73 гектара. Площадь непосредственно комплекса зданий – около 25 тыс. квадратных метров. Новый музей должен стать ведущим национальным учреждением, изучающим историю обороны и блокады Ленинграда.

Однако в Северной столице и до этого был музей, посвящённый трагической странице нашей истории… Об этом и некоторых других «противоречиях» корреспондент «Конкретно.ру» попросил рассказать генерального директора АО «Центр выставочных и музейных проектов» Сергея Важенина.

– Сергей Александрович, в Петербурге уже есть экспозиция в Соляном переулке, которая посвящена обороне и блокаде Ленинграда. Как бы вы объяснили тем, кто не следит за ситуацией, зачем городу ещё один? Существующая экспозиция устарела морально или её не хватает места?

– Для начала хотелось бы успокоить тех, кто не следит ситуацией, что строительство нового музейно-выставочного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» на Смольной набережной – это отдельный городской проект. Музей обороны в Соляном переулке останется и, как сказал губернатор, на его базе планируется создать Музей Музея блокады.

Новый же объект – это именно большой комплекс зданий, который будет включать в себя не только музейное пространство в его традиционном понимании с постоянными и временными экспозициями, но и образовательный центр, архив, театрально-концертную зону, мемориал. Это часть так называемого «Музейного квартала», которой планируется создать в нашем городе наподобии европейских.

– Существует мнение, что лучше бы деньги, запланированные под новый музей, отдали на «восстановление» прежнего – в Соляном переулке. Он же открылся там ещё во время войны….

– Этот вопрос любят задавать, но каждый раз «не слушают» ответ. Дело в том, что за расширение площадей музея в Соляном городке все радеют давно, но здание принадлежит Министерству обороны. И в ответ на все письма и просьбы был дан вполне конкретный официальный ответ, что возможности расширения на этих площадях нет.

А что касается мнения о том, что лучше бы деньги отдали на «восстановление» прежнего музея – городской мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда в Соляном в ближайшее время уйдёт на плановый ремонт. В данный момент происходит процесс консервации экспонатов и перемещения их на хранения в музей истории города.

– Когда точно откроет двери музей на Смольной набережной?

– В сентябре 2019 года.

– В чём его главная уникальность, по-вашему?

– Музейная экспозиция уникальна тем, что в открытом доступе там будут представлены фотографии и документы, хранящиеся, в том числе, и в зарубежных архивах. А помимо традиционных экспонатов, связанных с блокадой, рассказ об этом трагическом и героическом периоде в жизни нашего города будет вестись при помощи большого количества самых современных мультимедийных технологий. Это, наверное, главное.

– Наверняка и у вас были собственные предпочтения во время архитектурного конкурса. Можете сравнить победивший проект Никиты Явейна («Студии 44») с остальными?

– На конкурсе все проекты были интересны, как с точки зрения архитектурной составляющей, так и наполнения. Все отвечали основным требованиям. Каждое архитектурное бюро «прочувствовало» историю блокады Ленинграда по-своему глубоко, поэтому сравнивать их сложно. Не покривя душой скажу, что все девять были достойными!

– Если сравнивать Музей блокады с парком «Россия – Моя история», к которому вы также приложили руку, где тяжелее и где интереснее работалось и почему?

– Это абсолютно разные проекты. Да, петербургский исторический парк «Россия – моя история» очень отличается от всех подобных парков, открытых по стране. Но всё же он создан, грубо говоря, по определённому шаблону.

А новый Музей блокады – это целый комплекс зданий, подчинённых одной общей идее – помочь изучить тему обороны и блокады Ленинграда. И этот музейно-выставочный комплекс включает множество других, новых аспектов, если сравнивать его с «Россия – моя история». Сложно сказать, где больше интересно, а где меньше. Исторический парк уже построен и вовсю работает, а работа над Музеем блокады активно идёт сейчас – на этапах проектирования, согласования, формирования архивов, написания тематико-экспозиционного плана.

– Сообщалось, что строительство музея увяжут с возведением Орловского тоннеля. Что именно будет происходить? Единая строительная площадка? Две площадки, работающие одновременно? В таком случае, не помешают ли они друг другу?

– Проект Орловского тоннеля будет реализован городом. Это учитывалось при составлении технического задания и для архитектурного конкурса. Именно поэтому наш участок застройки и имеет «каплевидную» форму. А сложностей с реализацией обоих проектов быть не должно.

– Какое-то время назад ряд градозащитников высказывали недовольство появлением большой «зоны приёмов» с ресторанным залом, а также организацией отдельного входа со специальным подъездом и парковкой для вип-гостей в будущем музее. Что вы можете сказать об этом и, в целом, о не музейных функциях строящегося комплекса?

– Смотря, что мы относим к «не музейным функциям» строящегося комплекса. Если под это понятие подпадает библиотека, научно-исследовательский и образовательный центры, то надо возвращаться к истокам – к идее создания такого большого музейно-выставочного комплекса, к потребностям города.

Если мы говорим исключительно про зону приёмов и ресторан, то тут все просто. У любого крупного музея есть парковка для экскурсионных автобусов и отдельная парковка для делегаций, всюду есть центральный вход для посетителей и служебный вход для сотрудников. И здесь всё так же. Мы не планируем закрывать музей для посетителей, если в конференц-зале проходит городское мероприятие, или закрывать музей на вход только для того, чтобы провести официальную делегацию. Это есть не только в учреждениях культуры, это элементарная техника безопасности и определённое удобство и независимость потоков аудитории.

Так же и с понятием «ресторан». Можно назвать это «кафе», «буфет», «точка питания». Никто не планирует делать ресторан в понимании подачи блюд высокой кухни. И потом сотрудники данного комплекса тоже должны где-то питаться, а большие экскурсионные группы? Учитывая, что в шаговой доступности к Смольной набережной данная инфраструктура не сильно развита…

– Что Вы можете сказать о наполнении будущего музея? Есть ли уже представление о том, что где будет расставлено? Взаимодействуете ли вы в этой области с сотрудниками музея в Соляном переулке?

– Как уже говорилось, новый музейно-выставочный комплекс будет самостоятельным объектом культуры. Музей в Соляном переулке остаётся. Сейчас активно идёт работа по сбору информации, документов, артефактов. Конечно же, мы заранее продумываем оформление залов с постоянной экспозицией. А как, что и где будет стоять – лучше не рассказывать, а уже увидеть в готовом музее.

 

                        Кирилл Кудрин, «Конкретно.ру», фото предоставлено Сергеем Важениным