Сам по себе – достопримечательность

Каждый день кроме воскресенья в 9:00, 12:00 и 15:00 Вячеслав Романович стоит на выходе со станции метро «Адмиралтейская». В воскресенье – только в 15:00. Утром в этот день он еженедельно ходит в храм Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка. «Конкретно.ру» прошёл по Невскому проспекту, дом за домом, вместе с бывшим бездомным, а ныне модным экскурсоводом Вячеславом Раснеро.

Около метро же наш герой ежедневно ожидает новых слушателей своих рассказов о городе на Неве. Заранее на его экскурсии записываться не нужно. Достаточно прийти к обозначенному времени и заплатить 600 рублей.

Петербургский Дамблдор

У Вячеслава Романовича седая борода и вообще довольно приметная внешность. Поэтому некоторые прозвали его петербургским Дамблдором. Впрочем, и на сравнение с Гэндальфом наш герой, наверное, тоже не обидится. Во всяком случае, корреспондент «Конкретно.ру» приметил Раснера в толпе «встречающих» у метро «Адмиралтейская» без особых усилий, буквально с первого же взгляда.

Старика уже «взяли в кольцо» несколько туристов. Рассказали, что пришли сюда благодаря «сарафанному радио». Причём слава о Раснере не ограничивается только городом на Неве. Одна из туристок призналась, что приехала из далёкого Ташкента…

Сам «Дамблдор» много шутил, с удовольствием знакомился с женщинами, пришедшими на экскурсию, и даже дал понять, что будь он помоложе, непременно женился бы на ком-то из них.

Но вот наступило положенное время. Шутки в сторону. И Вячеслав Романович тихим, но убеждённым в своей правоте голосом начал экскурсию. Речь шла о «Невском проспекте: дом за домом». Именно так – бывший бездомный специализируется на рассказе… о домах. В данном случае – стоящих в начале главной магистрали Северной столицы.

С немного суровым выражением лица он не говорит, а чеканит: «Несмотря на изменения, которые повлекли за собой революция и советский строй, Невский проспект по-прежнему остаётся парадным фасадом имперской столицы» или «Невский проспект для Петербурга составляет всё».

И так – дом за домом. Сначала – нечётная сторона проспекта от Адмиралтейства до набережной реки Мойки. Потом – чётная. С полной «историографией» каждого здания, фамилиями первого и всех последующих владельцев, датами, фактами, современным состоянием…

Возможно, кому-то будет тяжело всё это прослушать, а тем более запомнить. Но за последнее время Вячеслав Раснер и сам стал своего рода достопримечательностью Петербурга. Поэтому, например, и корреспондента «Конкретно.ру» больше интересовала не история этих зданий, а сам экскурсовод как личность.

Экскурсия без «э», «бэ» и «мэ»

Свою манеру повествования сам «бездомный экскурсовод» сравнивает с чтением исторической книги: «Вот у других в экскурсиях что мы часто слышим? «Э»… «Бэ»… «Мэ»… А про меня говорят: у Вячеслава Романовича всё, как по писаному…»

Именно к этому он, в общем, и стремится. Чтобы устная речь не отличалась от железобетонных фактов, прописанных в увесистых томах исторической литературы, чтобы «никакой самодеятельности». Поэтому рассказ Раснера изобилует десятками мелких подробностей о том, кто надстроил этаж, когда и кто жил во флигеле, чем торговали в лавке на первом этаже или по какому поводу сюда заглядывал Максим Горький.

Ходит Вячеслав Романович медленно. Порой экскурсанты, особенно молодёжь, убегают вперёд и ждут своего «предводителя» у «третьего окна следующего здания», у «больших ворот с левой стороны», «у первого здания после перехода» и т.д. И это неудивительно. Раснеру сейчас 67 лет. Несколько из них он провёл на улице. И это тоже не могло не сказаться на его общем состоянии. Другими словами, наш экскурсовод – не самый здоровый человек, у него не всё в порядке с глазами и спиной. Он не может читать экскурсию на ходу, а делает это на нескольких «контрольных точках» маршрута.

Иногда во время экскурсий Раснер задаёт загадки. По типу такой: «Я сейчас несколько раз назову фамилию владельца дома, а в конце экскурсии обязательно проэкзаменую…»

Почему не взялся сразу за весь Невский, а больше часа говорит о первых нескольких домах, только до Мойки? Чтобы всё было чётко и полно. Никакой «самодеятельности», как он это называет, никаких «э», никакой недосказанности.

И пусть настолько полная экскурсия – «не для всех», это, безусловно, самый необычный, колоритный, да, пожалуй, и самый известный на сегодня гид и бомж Петербурга. Послушать его приезжают из других регионов и даже стран. Поэтому хочется повторить ещё раз – Вячеслав Романович уже и сам стал своего рода достопримечательностью города.

Офис в «Бургер Кинге»

Авторские экскурсии по центру Петербурга Раснер проводит с 2016 года. За это время он выработал целый ритуал. Чёткое ожидание очередных экскурсантов трижды в день, чёткое время сна, бодрствования и перерывов между экскурсиями.

«Офис у меня находится в «Бургер Кинге», – со всей серьёзностью говорит Раснер. – Вот здесь же, в начале Невского. Средняя продолжительность экскурсии – час двадцать. Поэтому остаётся некоторое время между экскурсиями, когда я могу здесь передохнуть, перекусить, сходить в туалет».

Зарабатывает необычный гид не так плохо, как могло бы показаться. Поток туристов в несколько человек каждый день, летом так уж точно, позволяет уже не «бомжевать» в прямом смысле. Но и от привычек жизни на улице не так просто сразу избавиться. Вячеслава Романовича продолжает принимать от добрых людей еду, одежду, небольшое денежное вспоможение, как говорится, кто чем может. Плюс ко всему, он много лет подкармливает бездомных животных, немалая часть «бюджета» уходит и на них. А «зарплата» познаётся в сравнении.

«Недавно молодая девушка решила подарить экскурсию со мной в качестве подарка на день рождения для своей мамы. Я провёл экскурсию, именинница была очень довольна, – вспоминает Раснер.

Но потом он узнал, что экскурсия была лишь небольшой частью подарка… Одновременно женщине было подарено какое-то бытовое техническое устройство, какой-то фен стоимостью более 20 тыс. рублей.

Поэтому Раснер не считает, что 600 рублей за полуторачасовую экскурсию с ним – это немного.

Кто прошлое помянет…

Как же Вячеслав Романович оказался на улице, потом снова обрёл крышу над головой и стал экскурсоводом, когда ему было уже далеко за 60?...

Печальная история коренного ленинградца-петербуржца Раснера, до пенсии работавшего учителем географии и биологии в средней школе, началась в 2005 году. Тогда он жил в комнате коммуналки на 8-й Красноармейской улице Адмиралтейского района. Никогда не был женат. Но вместе с ним проживали 12 собак и шесть кошек.

Такое большое количество животных в жилом доме нравилось не всем, и на Раснера кто-то начал жаловаться в местную администрацию. При этом к бывшим соседям по той квартире у старика претензий вроде бы и нет: «Не знаю я, кому и что не нравилось. Соседка сама, со своего стола кормила моих кошек…», – вспоминает он.

Словом, начались разбирательства. Дошло до суда. Стал решаться вопрос о выселении животных. Но наш герой до последнего не хотел расставаться со своими «четырёхлапыми сожителями», искал какое-то решение. И в какой-то момент показалось, что выход найден – нашёлся «добрый человек», предложивший Раснеру обменять комнату в коммуналке на отдельную квартиру.

Правда, та история оказалась ещё печальнее, чем предыдущая. Старика обманули, и под 60 лет школьный учитель географии и биологии оказался на улице. Сегодня он с трудом может объяснить, что именно с ним произошло. Винит в своей бездомности и родную мать, которая в своё время оставила его без отдельного изолированного жилья, а лишь с комнатой, и администрацию района, занявшуюся выселением его животных, и свою доверчивость, из-за чего поддался на уговоры каких-то мошенников и в результате лишился всего.

На улице Раснер провёл не менее семи лет. Большинство животных, за которыми он ухаживал, живя в коммуналке, пришлось раздать по приютам. Но и после этого подкармливает бездомных собак, вокруг него всегда несколько четырёхногих друзей, хотя и меньше, чем раньше.

Впрочем, жизнь бездомного не обязательно означает ночёвки прямо на улице. Так, и Раснер спал по большей части не прямо на тротуаре: «Находил заброшенные стройки. Одна из них – на 1-й Красноармейской улице. Окон нет, дверей нет, но хотя бы стены есть и крыша над головой, которая защищала меня от осадков», – вспоминает он.

Свой среди чужих, чужой среди своих

Кстати, первое время, когда педагог оказался на улице, он продолжал трудиться учителем в школе! Вплоть до пенсии в 2011-м году. И на работе старался не афишировать своего нового «статуса».

«Так и продолжал работать, – говорит он. – Хотя и с другими людьми без особого места жительства не сближался и сейчас не общаюсь. Не могу вам сказать, как они ко мне относятся, знают или не знают о моих экскурсиях».

Словом, Вячеслав Романович – это своего рода свой среди чужих и чужой среди своих. В среде бездомных он всегда вёл обособленную жизнь, ночевал со своими собаками в недостроенном доме. А днём его можно было увидеть… читающим очередную книжку по истории города на лавочке, бордюре или поребрике на одной из центральных улиц. Также бомж любил ходить… в библиотеку. Многие знания об истории города почерпнуты им в библиотеке имени Маяковского.

Сегодня на необычного экскурсовода приезжают посмотреть туристы, сюжеты о нём снимает телевидение, заметки пишет пресса. Он заседает в жюри городского конкурса экскурсоводов и, несмотря на своё положение, продолжает общаться, в основном, с самой что ни на есть интеллигентной публикой.

Особо стоит отметить знакомство Раснера с волонтёрами благотворительных организаций. Именно благодаря им пару лет назад и началась новая жизнь Вячеслава Романовича. В начале 2016 года необычного бездомного приметила у метро «Горьковская» волонтёр «Ночлежки» Светлана Котина. Слово за слово – и родилась идея организовать авторскую экскурсию от бездомного экскурсовода, чтобы помочь тому заработать денег, найти жильё, вновь социализироваться.

Была создана группа «Вконтакте», которая сегодня насчитывает уже 16 тыс. подписчиков, и где Светлана Котина первое время записывала туристов на встречу с «петербургским Дамблдором». Затем необходимость иметь такого человека, своего рода секретаря, отпала. В последнее время «на Раснера» люди идут сами, благодаря сарафанному радию, СМИ и соцсетям, где выложено расписание его экскурсий и дан прямой номер телефона, ежели кто захочет позвонить экскурсоводу и что-то уточнить.

Кстати, только поиском работы благотворители не ограничились. В прошлом году Раснер, наконец, обрёл уже не просто крышу над головой в недостроенном доме, но полноценное жильё в доме социального пребывания на Гражданской улице в Адмиралтейской районе. Помогла ему с этим некая Любовь Александровна.

«Кто она такая? Вы знаете, я сам задавал ей этот вопрос, – признаётся наш собеседник. – А она отвечает просто: Любовь Александровна, почитательница Вашего таланта. Всё…»

«В-единичка, Р-двоечка, Р-троечка»

Жизнь бывшего бездомного в последнее время круто поменялась. И хотя он любит повторять: «Какая же я звезда, я не Максим Галкин и не Филипп Киркоров», говорит это не без лукавства.

Видно, что внимание журналистов, да и в принципе внимание, ему по душе. Да, Вячеслав Романович бывает колюч. Непростая жизнь не могла не оставить отпечатка и на его характере. Кому-то может нравиться или не нравиться его экскурсия или сам Раснер. Но то, что он такой один – бесспорно.

А вот как он сам любит говорить о себе: «С уважением к вам, бомж, с ФИО: В-единичка, Р-двоечка, Р-троечка. Комментарий: единичка-В-Вячеслав, Р-двоечка-Романович, Р-троечка-Раснер…»

 

                         Кирилл Кудрин, «Конкретно.ру», фото автора