Каждый кусок хлеба – людям…

В петербургском парламенте обсудили, нужен ли в нашем городе проект, который не позволяет выбрасывать излишки еды на помойку. В Москве фудшеринг действует с 2015 года, и за это время было спасено 463 т продовольствия, которое могло отправиться в мусорные контейнеры.
Как сообщает корреспондент «Конкретно.ру», прежде чем предлагать соответствующий законопроект, депутаты решили заручиться поддержкой главы регионального отделения «Роспотребнадзора» Натальи Башкетовой. Члены городского парламента подготовили обращение в её адрес, которое обсудили на очередном заседании Комитета по законодательству.

Чем наш город хуже?


Денис Четырбок объяснил принцип фудшеринга: если у каких-то предприятий общепита еды оказывается больше, чем нужно, то они могут предложить эти продукты другим – не выбрасывать на помойку, а оказать помощь тем, кто очень нуждается в продовольствии. По его информации, в Москве общественном движении по спасению еды принимают участие 22 организации-партнера, порядка 200 волонтёров и ещё около 800 граждан и объединений, готовых помочь от случая к случаю.
Депутат считает, что власти Санкт-Петербурга должны поощрять супермаркеты и точки общепита за бесплатную раздачу нераспроданных продуктов. Например, ввести налоговые льготы для организаций-партнёров.

«По разным оценкам, сегодня от трети до половины приготовленных продуктов ежедневно утилизируют за ненадобностью, – подчеркнул он. – С каждым годом всё больше людей считают такие меры неразумными и даже преступными, с чем нельзя не согласиться. Без преувеличения скажу, что нормальной, но предназначенной на выброс едой можно накормить всех бездомных в Санкт-Петербурге».

«Роспотребнадзор» – за безопасность голодных?


В обсуждении приняли участие заместитель начальника отдела санитарного надзора «Роспотребнадзора» Алексей Лукьянченко и представитель Межрегиональной благотворительной организации «Ночлежка» Елена Бонштедт.

Первый акцентировал внимание на том, что безопасность важнее благотворительности, сложно проконтролировать состояние пищи, тем более передаваемой в руки волонтёров. По его мнению, надо чтобы все участники фудшеринга, как минимум, имели санитарные книжки, продукты – соответствующие сертификаты качества, а организации – условия для их хранения. Кроме того, транспорт, который будет использоваться для транспортировки продовольствия, также должен иметь специальное оборудование, в котором соблюдается температурный режим.

В заключение Лукьянченко предупредил, что закон «О защите прав потребителей» не будет распространяться на потребителей безвозмездно переданных продуктов, а значит пострадавших невозможно будет защитить. Одним словом, своим выступлением попытался воззвать к разуму депутатов, а не заниматься популизмом.

В свою очередь, Елена Боштедт заметил, что для «Ночлежки» эта идея может стать благом, так как даст дополнительные возможности поддержки бездомных горожан. «Но, конечно, – уточнила она, – пища должна быть качественной, а условия хранения и транспортировки – соответствовать требованиям». Тем более, что ответственность за кормление людей будет нести именно «Ночлежка», ведь они получат пищу именно в этой организации.

Контейнеры – под ключ


Депутат Алексей Цивилев поинтересовался у представителя «Роспотребнадзора», несёт ли кто-нибудь ответственность за то, что люди питаются с помоек, куда отправляются неиспользованные продукты с истекшим сроком годности?

Оказалось, что контейнеры, куда выбрасывают такие продукты, должны быть недоступны для голодных, так что ответственность несёт та организация, в чьи контейнеры поступают просроченное продовольствие. Ещё один вопрос депутата касался установленных законодательством штрафов для тех владельцев магазинов, что готовы раздавать продукты, срок которых истекает в ближайшее время. Выснилось, что в Санкт-Петербурге штраф составляет от 100 до 300 тысяч рублей.

Парламентарий Александр Рассудов спросил у защитника прав потребителей, с каким запасом устанавливается срок годности и через какое время после истечения срока она становится опасной для человек? По мнению Алексея Лукьяненко, продукция становится опасной ровно в момент истечения срока годности, установленного производителем на основе лабораторных исследований. Более того, продукция может быть испорчена и до истечения срока годности в случае ненадлежащего хранения.

Показатель – блокада 


Противником фудшеринга выступил депутат Сергей Купченко. По его мнению, продовольствие, переданное волонтёрам, может испортиться в процессе транспортировки.

«Кто будет контролировать наличие санитарных книжек, состояние посуды, в которой пищу будут транспортировать?» – задался он вопросом.

«В волонтёры не идут люди с преступными намерениями, – возразил на это Денис Четырбок. – Наша задача помочь предприятиям общепита и магазинам максимально использовать продукты, стимулировать добросовестных предпринимателей передавать их нуждающимся».

«Мои бабушки выжили в блокаду, благодаря использованию просроченных продуктов, в частности круп и сахара, – поделился Александр Рассудов. – Что будет с крупой или сахаром, у которых истёк установленный в 12 месяцев срок годности? Уничтожение продуктов – акт кощунственный, особенно в нашем городе. С 2015 года, благодаря фудшерингу, удалось спасти 463 тонн продуктов. Но за тот же период мы уничтожили по политическим мотивам 26 000 тонн»…

В свою очередь, Алексей Цивилев напомнил, что раздачу продуктов практикуют во всех цивилизованных странах.

Несмотря на бурное обсуждение, решение направить обращение Наталье Башкетовой приняли при одном воздержавшемся (Сергей Купченко). После получения ответа, депутаты планируют разработать закон, учтя все высказанные в процессе обсуждения замечания.

Лилиана Глазова, «Конкретно.ру»