Президент, услышь клаксон!

Деятельность автобусных перевозчиков в России регулируют 456 нормативно-правовых актов, которые плохо согласуются как друг с другом, так и с международным законодательством. Государство будто специально вставляет палки в колёса, к тому же заставляет водителей собирать персональные данные на всех родственников. Корреспондент «Конкретно.ру» узнал, чем собираются ответить профессионалы дорог…
По информации сопредседателя Союза ассоциаций автоперевозчиков и предпринимателей (СААП) «Регионы» Киры Журавской, из-за законодательных нестыковок контрольно-надзорные органы предъявляют к предпринимателям-автоперевозчикам… 9000 требований, которые невозможно исполнить в силу их противоречивости. Поэтому ни один из легальных автоперевозчиков не защищён от коррупции и крупных штрафов, налагаемых многочисленными контролёрами.

Однако чрезмерная зарегулированность – не единственная причина, из-за которой компании автоперевозчиков лихорадит накануне нового туристического сезона. Дело в том, что перед ЧМ-2018 водителей обязали установить систему «Эра-Глонасс», а она так и не заработала по сей день. Оборудование с ПО приобретали у рекомендованной фирмы, которая вскоре благополучно исчезла с рынка. И что теперь делать, никто не знает.

Про дорогие бумажки

27 февраля 2019 года вышло постановление, требующее обязательного обучения и аттестации водителя. Даже если не брать во внимание, что обучение стоит 700 000 рублей, а на выполнение всех прочих требование понадобится ещё порядка 220 000 рублей, получить лицензии в срок все 6000 водителей, занимающихся легальным бизнесом, не смогут.

Между тем, срок подачи заявлений на лицензию (а его можно было подать только до 19 апреля) истёк. Пройти обучение и оформить документы за это время успели порядка 600 водителей. А это значит, что с 29 июня (с этого дня нельзя будет ездить по городу без лицензии) количество легальных автобусных перевозчиков сократится в разы. Кстати, на выпуск лицензии при наличии полного пакета документов в Северной столице требуется 45 дней.

Особое нарекание у перевозчиков вызывает так называемый паспорт уязвимости транспортного средства. В документе указано, сколько в автобусе должно быть окон и дверей, пассажиро-мест и багажных отделений, но ни слова нет о том, что действительно может повлиять на безопасность перевозки. Стоит эта бумажка 40 000 руб. К тому же водителей обязали собирать справки на всех родственников, например, об отсутствии судимости, которую в УМВД делают в течение месяца.

Тем не менее, автоперевозчики готовы исполнять излишние требования и платить громадные деньги, если им дадут время. Они просят отсрочить работу по новым лицензиям на конец года.

Чисто петербургские проблемы

Вице-президент РСТ Ольга Санаева удивилась проблемам петербургских перевозчиков. Она сообщила, что в других регионах лицензирование проходит за две недели, спокойно и никаких проблем нет.

«Я посмотрела, как идут дела в Алтайском крае, Челябинске и Самаре – нигде жалоб нет, – сообщила она. – Но в Санкт-Петербурге просто творится беда. Парк автобусов нуждается в обновлении».

По её словам, Минтранс подготовил программу субсидирования покупки транспорта, которая будет принята в ближайшее время и водителям стоит ею воспользоваться. Санаева недоумевает по поводу существующей в транспортной отрасли системе штрафов: за проезд на красный свет водителя штрафуют на 3000 рублей, а при отсутствии бумаги «Порядок рассаживания детей в автобусе» – на 120-150 тысяч.

Разговор о детских перевозках для участников дискуссии – всё равно, что красная тряпка для быка. Как говорит председатель комитета по туризму и индустрии гостеприимства Санкт-Петербургского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Ирина Семёнова, если раньше школьников возили на экскурсии еженедельно, то теперь раз в четверть, да и то стараются использовать общественный транспорт.

«Между тем, аварии, случавшиеся в последнее время с детскими автобусами, никто не анализировал, – утверждает она, – какой перевозчик вёз – частный предприниматель или из государственного автопарка, а может, и вовсе левый, работающий нелегально». А таких сегодня в Петербурге полно, считают члены СААП. Водители закупают дешевые китайские автобусы, публикуют объявления и занимаются перевозкой людей, не оформляя лицензий и не платя налоги.

В свою очередь, руководитель сектора по туризму регионального отделения Общероссийской общественной организации «Опора России» Дарья Ковалевская добавила, что впервые в этом году не забронирована ни одна летняя экскурсия для детей.

Осталось лишь подвести итог. Его озвучил председатель правления СААП «Регионы» Олег Куксов. Во-первых, необходимо отменить чрезмерные требования, предъявляемые к перевозчикам, во-вторых, проанализировать действующие нормативно-правовые акты, провести их кодификацию (систематизацию) и оставить только самые необходимые, отменив все прочие за ненадобностью, в-третьих, затраты на лицензирование поделить поровну между водителем и государством, так как перевозка граждан – дело государственное. Он также сообщил, что СААП готовит обращение к Президенту РФ по всем проблемам, которые поднимались в ходе дискуссии.

Лилиана Глазова, «Конкретно.ру»