Почём закупка, тёти и дяди?

Маленькие петербуржцы не узнают, как чиновники Курортного и других районов Северной столицы позаботились об их здоровых желудках. Похоже, должностные лица больше заинтересованы в том, чтобы деньги, направленные государством для питания детей, оказались в «нужных» руках, а затем и в «нужных» карманах. Всего же петербургский бюджет за счёт манипуляций на рынке социального питания усох в 2019 году примерно на 250 миллионов рублей…

Удар в печень


Очередное распределение бюджетных денег язык вряд ли повернётся назвать розыгрышем. 
31 октября 2019 года администрацией Курортного района была опубликована информация о закупках на оказание услуг по организации питания детей в образовательных учреждениях на 2020-2021 годы. Общая сумма – более 380 миллионов рублей. Размещены они были в форме электронных аукционов. Перечислять закупки нет необходимости. По информации «Конкретно.ру», первый лот имеет номер 0172200000619000173, и так дальше, почти по списку – до 0172200000619000191.
Изучить в мелочах аукционную документацию под силу лишь очень дотошному человеку. Требования к конкретным характеристикам товаров изложены на нескольких сотнях страниц. Более того, товары к поставке в образовательные учреждения должны соответствовать столь малозначительным параметрам, что удовлетворить нужды заказчика представляется, вероятно, только по итогам проведения длительных и дорогостоящих исследований и экспертиз. Например, значения цветного числа, кислотного числа, содержания доброкачественного ядра и тому подобное.
Приятно, когда чиновники, среди которых есть уже не только требовательные мамы и папы, но и наверняка добрые дедушки с бабушками, проявляют особую чуткость в вопросах детского питания. Правда, как замечают участники торгов, почему-то должностные лица не включают значительную часть характеристик в товаросопроводительную документацию.
Возьмём, например, реестровый 0172200000619000185. Печень говяжья замороженная. Оказывается, что показатель температуры, до которой было подвергнуто замораживанию мясо, в любой точке измерения обязан не превышать минус 8 °C. А, скажем, количество целых плодов сливы сушёной (чернослив) без косточки, высший сорт, в одном килограмме должно составлять никак не более 240 штук. 
Представляете? Сидят организаторы закупки в районной администрации или учреждениях и вручную сливы пересчитывают. Лучше бы снежинки к Новому году вырезали…
Но такая «обезьянья работа» хотя бы предполагает совершение элементарных арифметических действий – считай да складывай. Куда круче для тех, кто рискнул поставлять детям пищу, звучит требование от бдительных чиновников – обеспечить глубокое обезвоживание трески, первый сорт – рыбы без головы и внутренностей, температура внутри которой составляет не выше чем минус 18 °C, не более 10 процентов.
Вы можете объяснить, зачем устанавливаются характеристики, если сами заказчики вряд ли способны контролировать показатели такой придирчивостью, которая до печёнок достанет? Пожалуй, единственным разумным оправданием этому является то, что характеристики были установлены с целью обеспечения победы единственного, заранее определённого поставщика.

Он – единственный, любимый, дорогой… 


Увы, весь ход проведения торгов в Курортном районе наталкивает именно на такую нехорошую мысль.
Потому что при определении поставщика в ноябре 2019 года всем участникам кроме одного – ООО «Воскресенье», странным образом отказано в допуске к участию в аукционах. Жалобы от возмущённых такой организацией аукционных процедур участниками отправились в УФАС по Санкт-Петербургу. В частности, в поисках правды к антимонопольщикам обратились ООО «Продторг СПб», ООО «ТД «Ленинградский», ООО «ЛенАгроПром».
В УФАС изучили обстоятельства проведения аукционов и выявили нарушения Закона о контрактной системе, которые выразились в неправомерном отказе в допуске. Получив предписание, администрация Курортного района, к слову, послушно внесла в документацию изменения. Теперь объём требований ещё увеличился. 
Вторичное определение поставщика социального питания прошло только что, в очередной раз всем конкурсантам, за исключением заявки ООО «Воскресенье», было отказано в допуске. Можно ли говорить о добросовестной конкуренции, если в результате чиновных манипуляций начальная максимальная цена контракта так и не снизилась? Неужели адский труд районной администрации по пересчёту чернослива направлен на обеспечение победы на торгах конкретной коммерческой организации?
Надо заметить, что вчера комиссия УФАС при рассмотрении жалоб встала на сторону районной администрации.

Не созрела та слива, а контракт готов?


История про то, как оборотистые дельцы делят «детские» деньги, не нова. В 2019 году петербургские антимонопольщики вскрыли сразу несколько картельных сговоров на рынке социального питания. Достаточно вспомнить, например, выводы УФАС по Санкт-Петербургу, сделанные в отношении тесной дружбы АО «КСП Василеостровского района», АО «Фирма Флоридан» и ООО «Воскресенье». Целью картельного соглашения, вероятно, было уверенное поддержание цен на торгах. И действительно, зачем продавать по пять, когда можно по восемь?
И раз уж чиновники настраивают на арифметический лад, нельзя не заметить, что в Северной столице запущена новая схема ограничения конкуренции, позволяющая формально исключить состав нарушения сговора на торгах. На конкурс или аукцион заказчиком или уполномоченным органом допускается единственный участник. А один – это уже не сговор. Правда, в этом случае должностные лица госорганов, обеспечивающие «зелёный коридор» конкретным бизнесменам, рискуют совершить не только административные правонарушения. Но пока и треска первого сорта, и чиновники – на месте.
Однако нельзя исключать, что рано или поздно найдётся умник не из «своих», способный пройти административный квест. На это случай в запасе у опытного организатора торгов существует запасной вариант. Заказчик направляет такому подрядчику проект контракта, где изложены немного иные требования, нежели содержались в актуальной конкурсной или аукционной документации. Безусловно, ловкий финт уже сам по себе может трактоваться как нарушение процедуры со стороны заказчика, в части несоблюдения порядка, предусмотренного частью 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе. Да воевать с чиновниками отважится не всякий участник рынка – ведь районных администраций в Санкт-Петербурге всего 18, и все знают друг друга, как облупленные. Начнёшь заказчику перечить – и всё, прощай, бизнес…
Куда выгоднее устанавливать дружеские контакты, по-видимому, повышая общее благосостояние. Как сообщили «Конкретно.ру» осведомлённые источники, в ноябре 2019 года администрация Адмиралтейского района объявила 17 конкурсов и аукционов на комплексную поставку продуктов питания и оказание услуг по организации питания на 2020-2021 годы на общую сумму более 406 миллионов рублей. Поставщик обязан был представить протоколы испытаний пищевых продуктов и упаковки. 
Выполнить подобное требование сразу – что-то из области чудес: очень дорого и затратно по времени. К тому же на анализ сдаются продукты, которые имеются в наличие, но не поставлены детям – ещё не созрела та слива, а её уже пересчитали. Но чудеса случаются. Предоставить нужные бумаги удачно сумело АО «Артис-Детское питание», которое признали победителем. 

Кто ж их экономит…


Нелишним будет напомнить, что в расследуемом в настоящее время в уголовном деле о картельном сговоре в Колпино тоже фигурируют и протоколы испытаний, и АО «Артис-Детское питание». Наряду с этой кампанией в нескольких аукционах Адмиралтейского района успешно выступило ООО «Лимак-Нева», ещё один участник «колпинской эпопеи». Похоже, на этот раз никто конкуренцию не имитировал, выходя на торги двумя компаниями.
Несколько недель назад 24 электронных аукциона на организацию горячего питания были объявлены администрацией Василеостровского района, победителем признали АО «Фирма «Флоридан». Общая сумма контракта, дай бог не ошибиться, составила порядка 850 млн рублей. Остальным участникам по тем или иным причинам отказали в допуске, а начальная максимальная цена контракта осталась на взятой высоте.
Примерно по этим правилам сложилась ситуация в Курортном районе. Участники рынка замечают, что в аукционной документации содержались те же нескончаемые требования к товарам, что и на острове. Не правда ли интересно, как десятки учреждений Василеостровского района практически совпали в своих закупочных документах с бумагами, подготовленными коллегами из Курортного района?
Один шаблон – не всегда плохо. Но вряд ли он применим, когда питанием обеспечиваются детишки из совершенно разных по своей населённости и экономическому развитию районов. А тут без намёков на здоровую конкуренцию, практически в одни ворота, доведена до заключения контрактов сумма, превышающая 1,6 миллиардов государственных рублей? 
У чиновников из районных администраций на сей предмет имеется собственное мнение. И мы непременно опубликуем выдержки из официальных ответов, которые продолжают поступать в редакцию. Кстати, эксперты из числа участников рынка не исключают, что в случае честно организованных торгов начальная максимальная цена могла бы снизиться минимум на 15 процентов, это значит – экономика в городском бюджете составила ли не меньше 250 миллионов рублей, причём при условии качественного обеспечения маленьких петербуржцев социальным питанием.

Павел Луспекаев, «Конкретно.ру», фото из открытых источников и РИА «Новости»