В «Сколково» едет зеленоглазый резидент

Что ни говорите, а всё в этом мире не случайно – десятилетиями зелёный огонёк был символом такси: не случайно же в глубоко советском 1987 году в Ленинграде даже песня появилась про зеленоглазое такси. Не пропал этот огонёк и в сегодняшнем Санкт-Петербурге, даже больше – широко разлился по машинам…
 

Можно признать: для многих горожан такси уже превратилось в ещё один вид общественного транспорта. И самое время расспросить о нём человека, который управляет огромным семейством зеленоглазых. Собеседник «Конкретно.ру» - генеральный директор «Таксовичкоф» Максим Фёдоров…
 
– Вот ведь время какое пришло – приходится с маршрутками конкурировать?

– Не говорите… Действительно, сегодня клиенты такси могут заметить, что поездка по городу на общественном транспорте может обойтись по той же цене или даже дороже, нежели воспользоваться услугами такси. И вообще тенденция такова, что владение собственным автомобилем в больших городах становится нецелесообразным и более затратным. Можно предположить, что вскоре число транспортных средств на улицах городов-миллионников начнёт сокращаться. Раза в два, например.
И наоборот, с учётом быстрых темпов цифровизации, объёмы рынка такси будут только увеличиваться, а вместе с этим расти и популярность каршеринга. По сути, такси и каршеринг решают одну и ту же проблему потребителя – перемещаться с комфортом, не покупая личный автомобиль. Сегодня эта тенденция явно прослеживается в Москве и Санкт-Петербурге, на подходе – другие крупные города России.
Каршеринг с точки зрения потребителя – очень выгодный и интересный способ передвижения: нет необходимости проводить техническое обследование, платить кредит за автомобиль, не нужно тратиться на КАСКО и транспортный налог. Да и с парковкой легче, ведь в стоимость каршеринга входит и возможность ставить автомобиль в зоне платной парковки в городе. Или, например, в аэропортах – очень удобно и нередко получается дешевле, чем на такси или на собственном автомобиле. 
Но при всех плюсах каршеринг не решает проблемы стресса за рулём и, безусловно, не сможет полностью заменить такси. Хотя мы не можем отказаться от привычки быть первопроходцами, и «Таксовичкоф» планирует подключиться к рынку каршеринга.
 
– Неужели вам стало так тесно в собственной нише, да и в необъятной России в целом, что рискнули в 2019 году выйти за кордон?

– Никто не спорит: потенциал запуска такси на российском рынке огромен. Но мы поставили перед собой стратегическую задачу – выйти на международный уровень. На основе собственной бизнес-модели «Совместного предприятия» (Synergy partnership), нам удалось успешно и оперативно запуститься в Казахстане. А на 2020 год есть планы по запуску нашего сервиса и в других странах.
Когда принималось решение начать работу в Казахстане, мы понимали, что потенциальная ёмкость рынка для официального такси республики намного превышает существующий объём потребления услуг. Особенно это касалось Нур-Султана, в котором принято ловить такси на улицах и пользоваться услугами частников. Доля таких нелегальных перевозчиков, по оценкам экспертов, составляла до нашего прихода до 70-80% рынка.
За полгода работы в Нур-Султане мы смогли увеличить долю заказов на 15%. В планах запуститься и в других крупных городах Казахстана, таких как Алматы, Шымкент, Уральск и другие.
 

 
– И как там чувствуют себя зеленоглазые? Есть ли свои особенности и в чём они состоят?

– Сфера такси Казахстана похожа на этап развития, который проходил Санкт-Петербург около 5 лет назад. Теневой сегмент, как я уже заметил, крайне велик.
Потребители не понимают разницы между агрегатором и компанией, занимающейся качеством собственных услуг, – в этом отношении так же складывается и в России, единственным исключением, пожалуй, является Москва. Фиксированной поездки у официальных перевозчиков в Казахстане не было, то есть существовала проблема, когда водитель специально возил клиента, не знающего дорогу, кругами, чтобы стоимость по таксометру вышла выше.
Отдельной задачей для нас стало налаживание стандартов качества. Мы знаем, что стали в России законодателями клиентского сервиса и многие сервисные преимущества, созданные в «ТаксовичкоФ», со временем разошлись по всему таксомоторному рынку. В Казахстане мы много работали с автопарками-партнёрами, делились опытом и помогали налаживать процессы. Например, нормальной была ситуация, когда водитель курит за рулём автомобиля, даже при клиенте.
Сегодня «Таксовичкоф Астана» – ведущий игрок и одна из крупнейших компаний на рынке таксомоторных услуг в Нур-Султане.
Например, машины нашей службы такси имеют право передвигаться по «Bus lane» (специально выделенная полоса для движения автобусов и коммерческого транспорта). Это очевидное преимущество помогает избегать пробок, гарантирует клиентам быструю подачу и поездку до места назначения.
Планомерно растёт количество новых клиентов, а вместе с этим количество заказов и заработок водителей. Постоянно увеличивается число водителей на линии и сокращается время подачи автомобиля. Ежемесячно дорабатывается и обновляется программное обеспечение на основании специфики работы на рынке Казахстана и особенностей клиентского поведения.
В восприятии жителей Нур-Султана «Таксовичкоф Астата» – это удобное современное и функциональное мобильное приложение, адаптированное и полностью переведённое на казахский язык, в том числе. Оригинальный брендинг автомобилей, специально разработанный для Казахстана и выдержанный в фирменном стиле с добавлением местного колорита.
 
– А петербургский пассажир  отличается ли он, например, от московского?

– Кардинальных отличий нет. Столичным клиентам такси, будь то молодой специалист, семья с детьми или бизнесмен важно, чтобы такси отвечало следующим требованиямнизкая цена, скорость подачи, и безопасность.
Отмечу, что для молодой активной аудитории (возраст 24-35+) важным ещё является наличие современного мобильного приложения для заказа такси. Мы, в свою очередь, стараемся идти в ногу со временем, учитывая клиентский спрос, предлагаем удобное мобильное ПО с набором различных опций от бесплатного детского кресла до услуги «Молчаливый водитель».
А в декабре 2019 года в мобильное приложение «Таксовичкоф» по Москве и Санкт-Петербургу добавили услугу по заказу грузовых авто, тем самым совершив первые шаги по созданию Superapp в сфере автотранспорта.
 
– Из необычностей минувшего года можно, пожалуй, упомянуть и выход компании «Таксовичкоф» на биржу. Это что-то из разряда новшеств для таксомоторного рынка. Оправдались ли ожидания? Каковы результаты?

– Соглашусь. Непривычно для рынка. «Таксовичкоф» стала первой компанией в сфере пассажирских перевозок в России и странах ближнего зарубежья, разместившей облигации на бирже Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ). Облигации на сумму 150 млн рублей были реализованы на бирже в рекордные 4 часа. Получены предложения от инвестиционных фондов об инвестициях в капитал компании до 1 млрд руб. Наши ожидания оправдались, и планируем повторную эмиссию облигаций в будущем в увеличенных объёмах.
А ещё собираемся вскоре вступить в ряды резидентов «Сколково». Ведь «Таксовичкоф» является единственным отечественным разработчиком инновационного программного обеспечения в сфере пассажирских перевозок. Это ли не весомый аргумент получить элитный статус «участник Сколково»?
Государство поддерживает участников инновационного центра и их развитие, в частности, после вступления в «Сколково» компания будет освобождена от налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, налога на движимое и недвижимое имущество, социальных и медицинские взносов, а также получит другие субсидии для интенсивного развития.
 

– Новая и благородная задача, за которую вы взялись недавно,  такси для маломобильных граждан: инвалидов-опорников или, как их аккуратно принято называть, лиц с ограниченными возможностями. Как реализуется этот проект? Какие вопросы выявились на этапе тестирования? Это конкуренция социальному такси, которое предоставляется городской властью и при этом имеет серьезные ограничения (ночью не вызвать, поездки определены только по маршрутам первой необходимости), или пример социального предпринимательства, когда компания готова часть своих доходов трансформировать в оказание услуги по сниженным тарифам?

– В ноябре прошлого года мы реализовали новый функционал расчёта такси для людей с ограниченными возможностями здоровья через мобильное приложение – тариф «Особенный». И этот сервис кардинально отличается от привычного социального такси. 
Во-первых, расчёт тарифа идет по километражу от точки А в точку В (как обычное такси), а не почасовая аренда. Это почти в два раза экономит средства для таких пассажиров. Если раньше инвалиду-опорнику, чтобы элементарно съездить в больницу, нужно было заплатить около 5 тыс. руб., то с нашим тарифом «Особенным» через мобильное приложение, поездка обойдется около 2-2,5 тыс. руб. 
Помимо прочего, в декабре мы предложили специальные скидочные промокоды для петербургских инвалидных сообществ. 
Тарифом «Особенный» инвалиды-колясочники пользуются довольно активно, так в течение дня может быть несколько заказов по городу. Мы планируем увеличить перечень специализированных авто путём привлечения новых партнёров.
 
 Что вы ждёте от наступившего года? С какими мыслями простились с уходящим?

– 2019 год стал прорывным с точки зрения регионального развития. Мы вышли в пригороды Санкт-Петербурга, Москву, Тверь, а также на международный рынок в Казахстан. Разработали и успешно запустили собственную бизнес-модель масштабирования SP (Synergy Partnership).
С точки зрения маркетинга прошедший год стал для нас основательной платформой подготовки к скачку на новый уровень. Мы готовим новую коммуникационную стратегию, обновляем мобильное приложение. И результаты работы станут заметны для клиентов уже в ближайшем будущем.
 
Беседовал Игорь Тимофеев, «Конкретно.ру», фото из открытых источников
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен