РЖД сдаёт вокзалы…

К декабрю 2019 года должен был появиться перечень первоочередных мероприятий в рамках концепции по развитию железнодорожной инфраструктуры, которую недавно приняли ОАО «РЖД» и Смольным. Но обещанного перечня так и нет. Зато третий в России вокзал по объёму пассажирских перевозок уже РЖД тайком готовятся пустить с молотка.

Вторая по счёту, и снова тупик?


О том, насколько важна концепция для Санкт-Петербурга, специалисты-транспортники готовы говорить часами. Город в отличие от других мегаполисов зажат в тиски железнодорожных линий, проложенных ещё в позапрошлом веке, а пассажирские терминалы не отвечают современным реалиям. Почти шесть лет назад Минтранс уже объявлял о том, что к 2020 году будет завершена программа «Совершенствование городской транспортной системы Санкт-Петербурга».
Срок, отведённый на практическое выполнение этого стратегического документа, вышел, но воз и ныне остался там. Например, к декабрю 2019 года в Усть-Луге должны были построить аэропорт, и где он? Ещё планировалось, что к настоящему времени будут полностью реконструированы вокзалы Северной столицы…
Реконструкция таких объектов – дело более чем непростое. Пассажирский терминал – это не только регулярное прибытие-отправление, а целый организм, со своими особенностями, характером и болевыми точками. В наши дни, когда железная дорога вынуждена конкурировать с доступными лоукостерами, ей приходится всерьёз задумываться, как обеспечить пассажирам комфорт в кассах и на перронах, накормить и предоставить им широкий ассортимент самых необходимых товаров. Конечно, главное – чтобы колёса на стыках не стучали, однако на голодный желудок – какое путешествие!
Напомним, авторы так и не реализованной амбициозной программы констатировали: из всех железнодорожных терминалов в Санкт-Петербурге «современным требованиям удовлетворяет только Ладожский вокзал. На остальных вокзалах, даже на тех, где были проведены реконструктивные работы (Московский, Витебский и Балтийский), отмечается нехватка мест отдыха пассажиров (на Московском вокзале дополнительные места оборудованы в световом зале), объектов торговли и общественного питания. Так как вокзалы расположены в центральной исторической части города, они имеют ограниченную территорию, это затрудняет возможности их реконструкции с увеличением количества путей».

Белозёров дал приказ


До недавнего времени всеми вопросами функционирования пассажирских терминалов, в том числе предоставлением коммерческих площадей в аренду, занималось структурное подразделение ОАО «РЖД» – Дирекция железнодорожных вокзалов (ДЖВ). Об оценке её деятельности наглядно свидетельствует приказ №102, подписанный 20 ноября текущего года генеральным директором – председателем правления ОАО «РЖД» Олегом Белозёровым.
Согласно этому документу «с целью повышения эффективности вовлечения в гражданско-правовой оборот» непрофильных активов, неиспользуемой недвижимости и переданной в пользование государством земли ДЖВ лишается полномочий по исполнению соответствующих договоров. 
Это означает, что с 01 января 2020 года в Санкт-Петербурге вопросы работы с коммерсантами и организациями, которые желают установить деловые отношения с ведомством, возлагаются на руководство Октябрьской железной дороги. Вся жизнедеятельность и комплекс оказания услуг, в том числе общепит и торговля на петербургских пассажирских терминалах, переданы под контроль начальника ОЖД Владимира Голоскокова.
С чего бы в ОАО «РЖД» взялись за административную реформу? Немало задач и проектов, порученных ДЖВ, остались не реализованными. Один из типичных «провалов» – конкурс по сдаче в аренду коммерческих площадей на Киевском вокзале столицы. Там победу присудили бизнесменам, замыкающимся на украинского олигарха. Новоявленные партнёры пообещали железнодорожникам не только вовремя оплачивать аренду, но и вложить в косметическую реконструкцию объекта 150 млн рублей. 
Закончилась история почти в криминальном стиле – сначала победитель пару месяцев собирал деньги с торговцев, а затем пропал, оставив организаторов конкурса с дебиторской задолженностью, превышающей чуть ли не 200 млн рублей. 
И вот на этапе, когда ДЖВ уже лишена полномочий, а структура управления вокзалами в региональных дорогах ещё не определена, в новогодние праздники, под самую ёлочку, в Санкт-Петербурге готовятся объявить конкурс на единого арендатора вокзалов. Проводит его… Дирекция железнодорожных вокзалов – та самая, лишенная этих полномочий. Ну разве не чудеса в РЖД? Или на смену Киевскому идёт Московский?
Несколько источников «Конкретно.ру» заранее назвали будущего победителя конкурса – это компания, аффилированная с ювелирным брендом «585»: структура с авторитетными корнями, обладающая не только серьёзным финансовым ресурсом, но и большими связями силового характера. Когда в железнодорожную инфраструктуру, в том числе связанную с торговлей на вокзалах, вкладывают 88 млрд рублей (а именно эта сумма заложена на реализацию концепции в бюджете Санкт-Петербурга до 2024 года включительно), эффект от инвестиций должен прийти в понятные руки.

Договор вне концепции – для РЖД кабала


Отвратно, когда кто-то хочет получать доход за счёт государственных ресурсов, но в данном случае ещё большие проблемы для города несёт заключение долгосрочного договора в соответствии с результатами проведённого конкурса. Потому что при отсутствии концепции любой такой договор становится для ОАО «РЖД» ненужным обременением, а то и вовсе кабалой. Нельзя забывать – петербургские вокзалы являются объектами культурного наследия. Балтийский имеет региональное значение, Московский и Витебский вокзалы отнесены к статусу подлежащих федеральной охране, последний к тому же значится объектом культурного наследия ЮНЕСКО. И любой арендатор, когда настанет время проводить их реконструкцию, будет лишним. 
Московский вокзал – объект с коммерческой точки зрения интересный. Правда, далеко не для всех. Например, представители «Бронка групп» отказываются от официальных комментариев на эту тему, но менеджеры среднего звена дали понять, что сегодняшние бенефициары торговых площадей на вокзалах не хотят, чтобы их имена ассоциировались с ларьками, и бороться за такую коммерцию не собираются.
Как бы то ни было, новогодний конкурс по аренде, похоже, работает совсем не на пользу железнодорожному ведомству и пассажирам – победителю не нужно инвестировать средства в обновление и переоборудование коммерческих площадей.
Чей это умысел? Или банальная неразбериха в большом железнодорожном ведомстве? Кто станет реальным выгодоприобретателем в результате предновогодней суеты? Отчего втайне готовился конкурс, который имеет существенные последствия для реализации стратегической задачи по развитию железнодорожной инфраструктуры? 
К сожалению, в ОАО «РЖД» не слишком охотно идут на общение с журналистами. Информацию приходится добывать любыми доступными способами. Но мы надеемся, что должностные лица ответят на эти непростые вопросы…

Игорь Тимофеев, «Конкретно.ру», фото с сайта «Известия.ру»