Полмиллиарда на карман…

Когда речь идёт о больших деньгах, Воронин и Дабужинскас – муниципальные вожди посёлка Кузьмолово, готовы резко перекроить местные законы, поставить во главе администрации сидельца Юру, показать смачный кукиш прокуратуре, поменять полюбившуюся жителям пекарню тёти Люды на загадочный шалман южного Арифа, а параллельно – не отказывать себе в прочих радостях, подвергая односельчан риску замёрзнуть при наступлении морозов…

Наркоман из могилы?


От Санкт-Петербурга до Кузьмолово можно добраться минут за двадцать. По времени – меньше, чем до центра Северной столицы. Однако несмотря на близость к мегаполису, нравы деревенские застряли, похоже, в лихих 90-х. Бизнес обложен оброком. Решение вопроса порой зависит от того, у кого кулак крепче, а на представителей государства посматривают презрительно – мол, нечего из себя власть корчить, у нас свои тузы имеются.
Простые жители Кузьмолово, видимо, вынуждены мириться с положением вещей, когда всё государство российское – это бывший бизнесмен Виктор Воронин, который не изменил своим коммерческим привычкам на должности главы муниципального поселения, да его заместитель Николай Дабужинскас, в чьём облике легко угадывается «пехотинец из провинциальной братвы».

Большинство местных депутатов послушно поднимают руки в ответ на властные инициативы этого тандема. Так, например, за три месяца в посёлке сменилось три главы муниципальной администрации. Сегодня главным администратором Кузьмолово является четвёртый – некто Юрий Спицын, который пытался стать депутатом с непогашенной судимостью по «наркоманской» статье. На всю Ленинградскую область Спицын, будучи начальником отдела по организационному обеспечению, ЖКХ и транспорта местной администрации, прославился летом 2017 года, приняв активное участие в кладбищенском переделе. 
Он публично залез в вырытую могилу, чтобы доказать работникам компании «Камея», кто есть в Кузьмолово реальная власть. Помнится, тогда корреспондент «Конкретно.ру» получил от муниципалов комментарий следующего содержания: «Место для захоронения умершего человека считается могилой в том случае, если захоронение уже произошло и тело предано земле. Вероятно, нахождение в яме – это попытка представителей администрации пресечь деятельность «Камеи» и привлечь внимание правоохранительных органов. Отметим, что нормы уголовного или административного права, Устав муниципального образования не нарушены».

Похоже, именно так – цинично и развязно ведёт себя нынче поселковая власть, отжавшая первое в России коммерческое кладбище. Ведь, по подсчётам местных чиновников, овчинка стоила выделки – после того, как Михаил Лиокумович (владелец «Камеи», которая почти четверть века занималась похоронами и ритуальными услугами на Кузьмоловском общественном кладбище) договорился с Минобороны о передаче в муниципальную собственность земельных участков общей площадью 29,5 га для расширения границ действующего кладбища, объём ритуальных услуг мог выразиться в 7,0 млрд рублей!
Немаловажно, что муниципалы активизировались летом 2017 года, получив подтверждение, что «Камея» уже вложила в обустройство новых кладбищенских участков более 40 млн рублей. Взаимодействие Лиокумовича с властями Кузьмолово базировались на договоре. За четверть века частники потратили на разработку общественного погоста 130 млн рублей, а местный бюджет лишь получал отчисления от работы ЗАО «Камея». 
Сам Михаил Лиокумович к миллиардным аппетитам муниципалов относился скептически. Как он поделился в разговоре с «Конкретно.ру», чтобы построить гражданское кладбище на заброшенном карьере площадью 10,5 Га – геодезия, выравнивание территории, строительство дорог, автостоянка, административный корпус, «Камея» потратила в ценах 1994 года 564 979 882 рубля.
Тем временем в посёлке быстро создали Муниципальное казённое учреждение «Специализированная служба в сфере погребения и похоронного дела» (МКУ), объявили «Камею» вне закона и принялись самостоятельно, ещё без оформления надлежащих документов, производить захоронения на новых участках, порой даже не указывая скорбные даты на надгробиях. 
Кладбищенская война шла, невзирая на людское горе. Неизвестные закапывали свежевырытые могилы для похорон, препятствуя работе «Камеи». В МКУ завели параллельный реестр мест захоронений, попытались выбить подчинённых Лиокумовича с помощью вооружённых частных охранников. В конце концов, строптивых работников ЗАО «Камея» уложил лбами в пыль вызванный для расправы СОБР. 
А когда арбитражный суд признал, что муниципалы превысили свои полномочия и нарушили права и законные интересы второй стороны по договору, в отношении неустановленных лиц из числа кладбищенских работников родилось уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере. Михаилу Лиокумовичу убедительно разъяснили, что первые обвинения могут последовать в его адрес. Владелец ЗАО «Камея» всё понял, и Юрий Спицын получил возможность законно отплясывать джигу на Кузьмоловском погосте. 
Ну или, допустим, выделывать ногами крендели в любом другом месте посёлке. Он теперь здесь – главный после первых: Виктора Воронина и Николая Дабужинскаса, победителей кладбищенской войны.

Кончай хлеб печь – крендели идут!


До недавнего времени за кузьмоловским хлебушком приезжали за сотню верст. Слава местных хлебопёков за 22 года разлетелась далеко за пределы родного посёлка. Хорошо знают ароматную выпечку в Смольном и на Суворовском, и даже в других регионах России. В далёком 2002 году компанию «Росхлебпродторг» создал известный петербургский предприниматель Рашид Магдеев, но у местных жителей вкусная продукция ассоциируется прежде всего с Людмилой Веденеевой – жизнерадостной тётей Людой, которая бессменно руководит предприятием. 

В общем, хлебушек этот, как из бабушкиной печки, можно считать едва ли не визитной карточкой Кузьмолово. Если верить интернету, ООО «Росхлебпродторг» за годы своего существования заключило 379 государственных контрактов на сумму 210 208 190 рублей, самые крупные заказчики – больницы, куда вряд ли попадёт продукция сомнительного качества.
Выживет ли сегодня кузьмоловский хлебушек – большой вопрос. Потому что в минувшем августе муниципальная власть решила выселить пекарню из занимаемого помещения в центре посёлка, отправив на улицу и тётю Люду, и весь её дружный коллектив из 80 человек. Мол, жалуются жители, что мешают им жить хлебопёки, да и будто бы вокруг производства крысы бегают.
Внеплановую проверку санитарно-гигиенического состояния провели в «Росхлебпродторге» несколькими месяцами раньше. Только без толку, нарушений не обнаружили. Но так как здание пекарни – это сданная в аренду муниципальная собственность, то поселковые вожди создали специальную комиссию, чтобы доказать: здесь может располагаться только столовая. Ну или какое-нибудь кафе. Допустим, от правильного коммерсанта Арифа.
Кстати, с апреля 2020 года муниципальной собственностью вдруг начал распоряжаться совет депутатов под предводительством Виктора Воронина, а не администрация, которой руководил Вячеслав Сурмин – человек, имевший собственное мнение и значит неудобный. С ним разделаются позже, а пока с ООО «Росхлебпродторг» не перезаключили договор аренды. Не нужна, видать, местной власти бабушкина печка…
Жители отреагировали на эти действия прогнозируемо. В соцсетях развернулась оживлённая дискуссия по поводу ситуации с хлебопёками. «Очередному депутатишке на крузак двухсотку, видимо, не хватает», – в сердцах заметил, например, Дмитрий Трофимов. Ещё жестче отреагировал его односельчанин Вадим Кузнецов: «Я против этого! Пусть пекарня работает. Хлеб хороший и вкусный, едим всей семьёй. А если я против, то пекарня останется и будет работать! Это моё искреннее желание!»
За пекарню готовы вступиться даже те, кто предпочитают вкушать продукцию других производителей. «Душат тот самый малый бизнес, за который так ратуют на словах, – высказала своё мнение Лариса Беляева. – Не поклонница местного хлеба, но категорически против методов отъёма и вообще хамства».
Кто персонально стал инициатором скандальной ситуации с «Росхлебпродторгом», в Кузьмолово не сомневаются. Здешний житель Борис Сергеев так и говорит: «А вы в курсе, что это Дабужинскас всех депутатов уже оббежал, чтобы пекарню закрыть? Вот знайте теперь. Доверили власть непонятно кому, называется…». Уточним – на прошлых муниципальных выборах вместе с нынешним ИО главы администрации Спицыным мандаты собирались получить ещё три кандидата с уголовным прошлым.

Экскаватор мой – отстаньте, не замёрзнут…


Кстати, Воронина и Дабужинскас объединяет не только любовь к мандатам, но и явное стремление быть поближе к поселковому ЖКХ. Первый до 2015 года входил в состав учредителей ресурсоснабжающей организации ООО «Аква Норд-Вест» и был там генеральным директором. Второй в декабре 2012 года стал совладельцем ООО «Кузьмоловские коммунальные системы», которую ликвидировали, когда Николай Дабужинскас уже вовсю рулил муниципальным советом. 
Попал ли этот факт в поле зрения надзорного ведомства, неизвестно. А вот чистосердечное признание «пехотинца», временно доросшего в 2016-ом до муниципального главы, прозвучало своеобразно. Дабужинскас поведал, что «не обладает ни опытом административной работы, ни опытом работы на выборной должности, но пообещал работать так, чтобы за ближайшие полтора года не было стыдно ни ему, ни депутатскому корпусу».
Вряд ли чужда сфера ЖКХ Дабужинскасу и сегодня. На сайте депутатов разного уровня от «Единой России» муниципал значится как заместитель гендиректора петербургского ООО «АНВ Энерго» с основным профилем деятельности «обеспечение работоспособности тепловых сетей». Название компании почему-то напоминает аббревиатуру ресурсоснабжающей организации «Аква Норд-Вест» (ООО «АНВ»), которая обеспечивает подачу горячей воды и отопления в Кузьмолово, являясь местным монополистом – труба-то одна.
Тандем Воронин – Дабужинискас «окучивают» монополиста безо всякого стеснения. Как будто на дворе продолжаются лихие 90-е, когда «пехота» предлагала коммерсам купить своё спокойствие если не деньгами, то за счёт манипуляций с имуществом.
Вот Виктор Воронин, скажем, предпочитает брать деньгами. Уходя с должности генерального директора ООО «Аква Норд-Вест», он приобрёл за копейки немало дорогостоящей техники. Например, шестилетний экскаватор-погрузчик VOLVO BL71B удалось купить всего за 100 тысяч рублей. Порывшись в интернете, нетрудно найти, что цена этой самоходной машины того же периода выпуска сейчас составляет от 2,05 млн рублей и выше. 
Экскаватор, два уазика, мотопомпу и бензиновый генератор Воронин сдаёт в аренду тому же ООО «Аква Норд-Вест» ежемесячно примерно за 300 тысяч рублей. 

Весной 2020 года руководство компании «Аква Норд-Вест» уведомило арендодателя о существенном изменении обстоятельств – распространении коронавируса, приостановке ремонтных работ на объектах энергетики, задействованных в теплоснабжении и водоотведении Кузьмолово, в связи с поручением Комитета по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области и уходе подавляющего большинства предприятий на удалёнку. Виктора Воронина известили о желании прекратить деловые отношения. 
Но глава МО «Кузьмоловское городское поселение» отреагировал на бумагу сурово – приведённые доводы не являются основаниями для одностороннего отказа от договора. И потребовал, чтобы арендатор немедленно заплатил ему образовавшуюся задолженность в размере свыше 1,0 млн рублей за период с марта по июль текущего года. Ультиматум не подразумевал предоставления отсрочки или рассрочки. 
Всё бы ничего, да только заплатить в таких условиях Воронину за аренду ООО «Аква Норд-Вест» может, лишь подняв тарифы для населения. Ведь свою деятельность компания осуществляет, будучи в том числе арендатором муниципальной котельной. А она мало того, что изношена, так в условиях коронавируса и запуска в 2019 году сразу несколькими предприятиями и учреждениями собственных котельных ещё и требует дополнительных затрат. Котлы просто не выдержат пониженного режима эксплуатации, значит нагревать их газом нужно в прежнем варианте при снижении числа потребителей и оплаты услуг. 

Возможно, муниципалы и согласились бы с предложением ООО «Аква Норд-Вест» забрать убыточную котельную назад, а стоимость коммунальным услуг жителям оставить без повышения за счёт средств из регионального бюджета. Этот вопрос даже обсуждался в Комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области. Но как же быть Виктору Воронину? 
Всё просто – если будет «Аква Норд-Вест» исправно платить ему за аренду техники, то пойдут муниципалы с челобитной к областному начальству, сохранив тарифы для жителей посёлка. А не согласится компания по-прежнему отстёгивать деньги за экскаватор и другую технику, пусть и простаивающую месяцами, так пусть банкротится или отключает котлы – замёрзнут зимой местные жители, значит судьба у них такая. Может, конечно, руководствуется Воронин какими-то более высокими мотивами, но в документах этого не видно…

Полмиллиарда – освоить «правильно»


Тем временем Всеволожская городская прокуратура, изучив фокусы Виктора Воронина, вышла с представлением к совету депутатов МО «Кузьмоловское городское поселение» о прекращении его полномочий и удалении в отставку. Глава поселения не смог подтвердить законность получения денежных средств, за счёт которых приобретено имущество на общую сумму 18 420 000 рублей. А не тут-то было – тёртый калач Дабужинискас провёл депутатское заседание без заранее озвученной повестки – так, чтобы «соратник по карману» сумел оспорить процедуру в суде. 
Ведь с апреля 2020 года именно совет депутатов, а не местная администрация, как мы помним, распоряжается муниципальной собственностью, назначает директоров подведомственных учреждений и вообще вершит всё, оставив муниципальным чиновникам лишь технические функции. А в ближайшие два года, по некоторой информации, Кузьмолово может получить до полумиллиарда различных субсидий. 
К разочарованию Воронина, надзорное ведомство в апелляционной инстанции отстояло свою правоту. Но он, тем не менее, продолжает греть кресло главы поселения. Потому что муниципальный совет, видимо, ставит себя здесь выше, чем Ленинградский областной суд. И точка.
Собственно, на пути тандема Воронин-Дабужинскас к заветному полмиллиарду и возможности беспрепятственно распоряжаться доходами местного бюджета, похоже, стоял лишь один человек. Глава поселковой администрации Вячеслав Сурмин. С ним расправились грубо, но эффективно. 
27 августа Сурмин оформил на месяц отпуск по уходу за ребёнком, оставив за себя своего заместителя Нину Гущину. Спустя две недели состоялось внеочередное заседание муниципального совета, где в положение об администрации был включён пункт, ранее нигде не звучавший. А именно – если глава местной администрации уходит в отпуск по уходе за ребёнком более чем на месяц, то по инициативе пяти депутатов его можно отправить в отставку, назначив какого-нибудь ИО до проведения конкурса.
О том, что Сурмин собирается вернуться к выполнению своих обязанностей 25 сентября и заранее написал соответствующее заявление, депутаты почему-то узнали много позже. И думается, не без утаивания этой информации Ворониным. Так в Кузьмолово началась чехарда с главами администрации, по всей видимости, затеянная для того, чтобы опальный чиновник не смог в поисках справедливости обратиться к Фемиде.

Нина Гущина уже через несколько дней была смещена, ИО главы администрации экстренно назначили некую Александру Казнову, которая не являлась ни должностным лицом местного самоуправления, ни уполномоченным муниципальным служащим. Куда она исчезла спустя непродолжительное время, никому не известно. А на хозяйство, опираясь на всё тот же пункт о возможности назначить ИО главы местной администрации до проведения конкурса, был поставлен Юрий Спицын с «наркоманской» статьёй. Круг замкнулся.
Кузьмоловское городское поселение к приёму субсидий готово. Всем плясать джигу…

Павел Луспекаев, «Конкретно.ру», фото с официального сайта администрации МО «Кузьмоловское городское поселение», газеты «Колтуши», соцсети ВКонтакте, сайта «Всеволожск. Открытая книга»