Великанов, который круче Путина?

Между Санкт-Петербургом и Выборгом правит пенсионер, который в определённом смысле пошёл дальше президента России. Он и у власти дольше, аж с начала 1990-х годов, и вертикаль выстроил гораздо более жёсткую. Ещё немного, и полковник в отставке Великанов, похоже, станет считать в местном садоводстве себя круче, чем такой же, как он, но Путин.
 

Вотчина


Кандидат военных наук, профессор кафедры оперативно-тактической подготовки Военной академии связи имени маршала Советского Союза С.М. Будённого, почётный работник высшего профессионального образования, специалист в области радиационной, химической, биологической защиты – это всё про него, Виктора Великанова.
А вотчиной можно назвать садоводство «Заходское», примерно на 320 домов возле знаменитого Кирилловского военного полигона. Здесь всего неполные четыре линий, зажатые между железной дорогой и землями Минобороны.
В далеком 1993 году военные выделили участок для подсобного хозяйства сотрудникам Академии связи имени маршала Будённого. В смутное время немного было охотников руководить добровольными аграриями, тогда-то и стал председателем Великанов. И с этих пор, говорят садоводы, он сам себя избирает и назначает, не особо заморачиваясь даже слабой имитацией народного волеизъявления.
Поэтому если кто-то робко обратится к старому вояке, например, с законной просьбой показать документы, касающиеся жизни и обустройства СНТ, то рискует нарваться на непечатную фразу. В переводе на литературный русский тирада означает, что ничего давать людям он не собирается.

«Имей в виду!»


А вопросов у садоводов накопилось очень много. Собственно, как и у нашего корреспондента. Но общаться председатель не захотел и лишь потом, когда материал был практически готов, выставил вперёд себя юриста Юлию Шабалину. Дальше началась эпопея с вопросами-ответами, да так пока ничем и не закончилась.
Допустим, в СНТ «Заходское» и на подъезде к нему до сих пор не построили дороги. Во что превращаются пути в межсезонье – просто больно смотреть. Одна женщина как-то возмутилась и посмела лично высказать своё недовольство. На это услышала что-то вроде: «Светочка, тебе ещё здесь жить, имей в виду...» Такое «имей в виду», возможно, испытала на себе дачница Ольга Морозова, которая минувшей весной поставила новый деревянный дом.
Пару недель назад она заявила, что намерена оспаривать действия руководства СНТ в суде, а потом дом вдруг сгорел. Это было вечером в понедельник 30 ноября. Спасатели, как водится в «Заходском», заливали уже головешки. Областное управление МЧС уточнило, что общая площадь пожара составила 72 квадратных метра. Обошлось без пострадавших. Семья Морозовой как раз накануне в полном составе уехала в город.
В релизе ГУ МЧС говорится, кстати, что дознание по факту возгорания ведёт отдел надзорной деятельности и профилактической работы Выборгского района. Надо полагать, что дознаватель опросил очевидцев, которые свидетельствуют, что дом начал гореть с крыльца, на неутеплëнной недостроенной веранде. Говорят также, что пожару якобы предшествовал хлопок, какой бывает от зажигательной смеси. И что примечательно, дом даже не был подключен к электроэнергии…

Откаты?


За несколько минувших лет в «Заходское» пришли около полутора миллионов рублей из Управления по развитию садоводства и огородничества Санкт-Петербурга (УРСО). Деньги были получены СНТ в качестве субсидий на покупку новой трансформаторной подстанции и кабеля для воздушных линий. Дачники, правда, вспоминают, что на те же цели с каждого участка собирали ещё по 4 тысяч рублей. Ну да ладно.
А вот как потрачена собранная в итоге сумма – до сих пор загадка. Провода на линиях электропередач поменяли лишь частично, а трансформатор и вовсе привезли какой-то бывший в употреблении и явно неподходящей мощности. Садоводы – народ пытливый. Прошарили интернет и узнали, что новый такой стоит максимум 450 тысяч рублей. Но, в любом случае, специалисты сбытовой компании подключать приобретённый агрегат, трансформатор на 250 киловатт, который обслуживает 353 участка.
Недавно один въедливый дачник обратился в УРСО, но через несколько дней получил письмо из правления СНТ, а там – чёрным по белому: мол, ничего от чиновников не получишь. Ещё почти через месяц, тем не менее, пришёл ответ УРСО: обращайтесь в правление. Круг замкнулся.
«Возникает обоснованное сомнение в непредвзятости управления как государственного органа», – отметил этот дачник в разговоре с «Конкретно.ру». Следующее обращение наш собеседник уже направил в Смольный, пока ждёт реакции.

Серьёзные риски


С прошлого года дачники почувствовали, что в СНТ что-то странное происходит. В мае 2019-го правлением было организовано очередное собрание, в котором участвовали 27 садоводов из примерно 330 (282 члена и 49 индивидуалов). Садоводы тогда думали, что собрание не состоялось ввиду отсутствия кворума, но нет. Одним из решений того собрания было переизбрание председателя и членов правления. Законность именно этой процедуры была намерена оспаривать в суде лишившаяся дома дачница Морозова.
Самое интересное началось совсем недавно. В октябре Великанов объявил внеочередное заочное собрание. По электронной почте дачникам прислали, за что они будут голосовать. При этом изменить что-либо в повестке было нельзя – срок вышел.
Итоги того собрания запомнились, например, новым противопожарным регламентом, по которому садоводам запрещается разводить огонь ближе, чем на 50 метров от соседского дома. При этом весь участок в длину 40 метров. Любопытно, к моменту проведения собрания в правлении из пяти членов остались двое, включая председателя, однако вопрос о выборах нового правления на собрание не ставился.
Эти два из пяти в ноябре снова решили провести сход, теперь уже очередной. Перед собранием садоводов ознакомили с отчётом ревизионной комиссии о проверке финансово-хозяйственной деятельности СНТ, вызвав сплошное удивление. Например, оказывается правление нанимало каких-то работников и даже платило за них страховые взносы, хотя вроде бы ни одного человека, официально устроенного, дачники вспомнить не смогли. Вдобавок, подпись одного из членов ревизионной комиссии оказалась попросту подделана.
В последний момент на ноябрьское голосование были вынесены без всякого обсуждения проект нового устава СНТ и список новых членов правления. Предложенный текст документ проанализировал эксперт и пришёл к выводу, что его утверждение повлечёт серьёзное нарушение прав садоводов и имущественные риски.

Проект закрепощения


По новому проекту устава планируется, что всё имущество, приобретённое на взносы садоводов: трансформатор, энергосети, скважина, водопровод, пожарные водоемы и другие объекты инфраструктуры, – больше не будут являться их общей собственностью. Всем станет распоряжаться топ-менеджмент юридического лица СНТ «Заходское». За пользование этой собственностью садоводам придётся платить, поскольку в новом уставе нет пункта о том, что им оставят право чем-либо пользоваться бесплатно.
Зато председатель наделяется полномочиями единоличного распорядителя активами. Например, может сдавать имущество СНТ в аренду, брать под его залог какие угодно кредиты и даже передавать в собственность сторонней организации.
Характерно, что одним из пунктов нового устава запрещено переизбирать председателя и членов правления на заочном собрании, только на очном. Собрать очное собрание очень сложно, тем более в условиях пандемии. Следовательно, садоводы лишаются возможности реализовать свои конституционные права, а Великанов будет править пожизненно.
И самый важный пункт этого документа – субсидиарная ответственность дачников. То есть долг СНТ можно будет предъявлять любому из них. И отвечать придётся всеми своими деньгами и имуществом. Особо прописаны обязательные принудительные работы для всех членов СНТ. Вот уж точно – феодальная зависимость.

Остановить захват


С недавнего времени в «Заходском» действует группа активистов, которые борются с захватом садоводства. Для них очевидно, что результаты всех последних голосований сфабрикованы. Так что голосование «против» ничего не меняет. Единственная возможность остановить происходящее – не голосовать вообще, ведь скрыть массовую неявку правовым путём невозможно.
Понимая это, все силы правление бросило на борьбу с саботажем ноябрьского голосования. В ход пошла, если правильно понял корреспондент «Конкретно.ру», откровенная дезинформация – стариков и наивных членов СНТ запугивали, что без их голосов садоводство якобы останется без воды, электроснабжения и вывоза мусора.
А в независимые наблюдатели взяли местного сельского старосту Василия Бокоча, который в этом году избран депутатом Выборгского района. Председатель Великанов лично агитировал явиться на голосование, заверяя садоводов, что всё будет честно, ведь, мол, «Василий Иванович будет смотреть».
По словам Бокоча, на момент окончания голосования 22 ноября в правление СНТ в бумажном виде поступило 20 бюллетеней. О голосовании в интернете Бокочу ничего не известно. Потом организаторы вывезли бюллетени, даже не пересчитав. Ещё что-то приходило на электронную почту, но контролировать эти голоса, проверять их количество и подлинность староста не сумел.
«Пересчёт пачки бюллетеней неопределённого происхождения, в котором мне предлагается участвовать, не является свидетельством честного и достоверного подсчёта голосов. <...> Дальнейшее моё участие в этом мероприятии бессмысленно», – написал Василий Бокоч в своём объяснении.
Садоводы 30 ноября узнали, что в итоге якобы поступило и было признано действительными 152 бюллетеня, что составляет чуть больше половины от общего числа членов СНТ. Кворум, таким образом, по мнению нынешнего руководства, имеется. Все решения, кроме устава, приняты.
При этом активисты сопротивления располагают почти 200 заявлениями садоводов о том, что те не принимали участие в голосовании.
Выяснением возможного подлога документов намерена заняться Выборгская городская прокуратура. Коллективное обращение о нарушениях в «Заходском» поступило прокурору Выборга Василию Шилину. Говорят, некоторые детали рассказа заявителей его очень заинтересовали.

P. S.


Когда материал уже был готов к публикации, «Конкретно.ру» удалось связаться с бывшим членом правления СНТ «Заходское», который долгое время был соратником Виктора Великанова.
По его словам, почти до 2005 года наш собеседник оценивал деятельность председателя положительно, но в последнее время руководство СНТ занимается откровенным вредительством.
Мужчина рассказал, что с этого года в «Заходском» началась операция под условным названием «Наследник» по передаче власти в СНТ. В число руководителей садоводства начали выводить Екатерину Молоткову, председательскую дочь. Бывший член правления СНТ полагает, что в планах – завладеть общим имуществом, чтобы потом «поставить шлагбаум и требовать со всех деньги». Характерно, что за приватизированную собственность нужно будет платить налоги, которые опять же лягут бременем на садоводов. 
Последнее легитимное собрание в СНТ было в 2004 году, поделился собеседник, после этого результаты волеизъявления садоводов фальсифицировались. А потому получается, что председатель незаконно собирал деньги с садоводов, тратил их по своему усмотрению и, возможно, присвоил «очень немаленькую сумму». Так, по его словам, непонятно, на что регулярно списывались по полмиллиона рублей якобы на дорогу от посёлка Кирилловское до СНТ, поскольку в действительности туда тратилась на порядок меньшая сумма. «Здесь статья 159-я часть 4 («Мошенничество в особо крупном размере») просто на лбу нарисована», – предположил собеседник «Конкретно».
Бывший член правления СНТ ещё недавно советовал признать, что на собрании 2019 года действительно не было кворума и спустить всё на тормозах. Но у Великанова, похоже, нашлись другие советчики.
По итогу этого общения наш корреспондент понял, что собеседник мог бы многое рассказать следствию, если бы оно захотело расследовать те странности, которые на протяжении многих лет происходят в СНТ «Заходское». Достаточно вспомнить только историю с субсидиями…
 
Владимир Демьянов, «Конкретно.ру», фото из личных архивов членов СНТ «Заходское»