Интервью с «Мухой»

 

В Петербурге закончил работу 2-й международный фестиваль рисованных историй «Бум комиксов», в котором приняли участие лучшие мировые художники из Бельгии, Латвии, Чехии, Норвегии, США, Франции и России.

 

Мы же решили вспомнить, как все начиналось - ровно   18 лет назад в Уфимском Доме печати команда единомышленников под руководством Виталия Мухаметзянова организовала первую на пост- советском пространстве комикс- студию «Муха»…

 

 

На вопросы "Конкретно.Ру" ответил художник Олег Халимов.

На вопросы "Конкретно.Ру" ответил художник Олег Халимов.

 

 

 

 - Олег, многие считают, что понятие «Комикс» было дискредитировано в Советском Союзе. Вы разделяете это мнение?

 

-Давайте начнем с того, что определим для себя понятие «комикс». Комикс – это история в картинках. Были ли в Советском Союзе комиксы? Да. Точнее, были истории в картинках, а комиксы были во всем остальном мире. Отличались ли наши «истории в картинках» от не наших?   Конечно. Нашими «комиксами» были приключения человечков из журнала «Веселые картинки», рассказы про двенадцать каких-то (уже не помню, кажется, Бабы Яги) агентов в «Мурзилке». Что еще? Рисованные версии мультсериала «Ну, погоди!» в журнале «Советский Союз» (ужасно трудно было достать это издание!). И пусть нарисованы они были корявенько, и «облачка» с репликами героев по нынешним временам совсем не «комиксные». Тем не менее, мы, тогда еще дети, очень любили их. А насчет дискредитации… Теперь, когда нам доступны лучшие образцы западной комикс-индустрии, конечно, советские «истории в картинках» выглядят на их фоне нелепо. А с другой стороны, не только мы, читатели, в те времена не видели настоящих комиксов, но и сами художники вряд ли были знакомы с таким жанром. Где нам всем было изучать эту культуру? Советский Союз, железный занавес - сами понимаете…

 

 

 

- Не могли бы Вы рассказать, как зародилась идея журнала "Муха"?

 

- Зачинателем комикс-движения в городе Уфе в те недалекие «перестроечные» годы был Виталий Мухаметзянов. Именно он задумал этот грандиозный проект под названием Комикс-студия «Муха», «заразил» всех этой идеей, дал детищу свое имя (точнее свою школьную кличку), собрал вокруг себя группу единомышленников, и сообща с ними выпустил первый журнал. Пионеры- «комиксисты» из «Мухи» - великолепные художники Руслан Сулейманов, Алексей Никаноров, Дмитрий Ткачев, Дмитрий Федотов, надолго связали с журналом свою жизнь.

 

Естественно, для выпуска подобного издания был необходим стартовый капитал. А денег у молодых людей, всю жизнь рисовавших комиксы в школьных тетрадках, конечно же, не было. И, тем не менее, занимаясь различной оформительской работой (заметьте, компьютеров тогда еще не было, все вручную), «Муха» сумела скопить деньги на выпуск первого номера. Это потом уже к нам пришла слава, с ней заказы, спонсоры. Студия вела два направления деятельности – полиграфический дизайн, обеспечивающий деньгами и журнал, и его создателей, и собственно, «Муху».

 

 

 

- Кто продумывал концепцию издания?

 

-Все темы журнала обычно придумывались сообща. Где-то художник сам сочинял сюжет комикса, где-то рисовал по готовому сценарию, в создании которого участвовала вся студия (и он сам, в том числе). Поэтому зачастую трудно выделить конкретного автора той или иной идеи. Это относится и к замыслу комикса «Заговор» - это наш общий «ребенок» в великолепном исполнении Руслана Сулейманова. Рассказывают, как братья Стругацкие писали свои книги. Один диктовал, второй печатал на машинке. Когда один из братьев уставал, они просто менялись местами – тот кто печатал, начинал диктовать, а тот кто диктовал, садился за печатную машинку… Ситуация очень напоминает творческую атмосферу в комикс-студии «Муха»…

 

 

 

- Как распространялся журнал?

 

-Основным источником распространения журнала были в те годы киоски «Союзпечати». Других просто не существовало. Еще нашу продукцию принимали некоторые книжные магазины. Всем этим, а также закупкой бумаги и многими другими производственными вопросами занимался тогда Айрат Галяутдинов. Проблемы, конечно же, были. Основная – убедить начальство «Союзпечати» принять на реализацию журнал. Ну не верили в те времена начальники в комиксы!

 

 

 

- А когда началось сотрудничество с рок- группой "Алиса"?

 

- На определенном этапе своего существования Комикс-студия «Муха» начала осваивать новое для себя направление деятельности – производство видео-продукции. Не путать с тиражированием видеофильмов! Первым проектом был клип группы «Алиса». Здесь помогли старые рок-н-рольные корни Виталия Мухаметзянова и его личное знакомство с Константином Кинчевым. Одновременно с клипом Комикс-студия работала над оформлением альбома «Черная метка» группы «Алиса», и даже нарисовала комиксы с Кинчевым в главной роли.

 

 

 

-   Почему журнал прекратил свое существование?

 

- Ответ прост. Положение страны в тот момент. Дефолт, инфляция и прочие экономические потрясения... Журнал не смог устоять под этим натиском. Мы же не нефтью торговали, а «историями в картинках»…

Беседовала Алла Серова