«Первые в Петербурге»

В двух шагах от крейсера «Аврора», где за забором, немного во дворах, при желании можно отыскать новую точку притяжения культурного петербургского люда – «Арт-центр Сергиенко», открывшийся минувшей весной. В этом примечательном месте прошла не менее привлекательная, акция, перфоманс, презентация – это уже, как хотите. Три десятка гостей не только увидели арт-центру, но и стали свидетелями аукциона невиданной щедрости... 


Но давайте по порядку! 

Собственно, для чего пришли? На фоне всех последних катаклизмов – от событий на юго-западных рубежах страны до смерти английской королевы и воцарения Карла III – люди творческие продолжают писать картины, издавать книги, снимать фильмы и записывать песни. А петербуржец Денис Нижегородцев, журналист, сценарист и режиссёр, умудрился найти, уговорить и собрать воедино 50 подобных авторов, причём, не только из города на Неве и даже не только из нашей страны. Все они согласились рассказать на страницах сборника под амбициозным названием «Первые» истории первых же своих успехов и/или неуспехов, короче говоря, своего самого первого опыта соприкосновения с прекрасным в выбранной ими области.

Сборник – электронный, но есть возможность (по модной нынче технологии «Печать по требованию») затребовать и обычную бумажную версию. На страницах автора-составителя в социальных сетях есть все нужные явки, пароли и адреса. Но мы отвлеклись. 

В «Арт-центре Сергиенко» во главе с самим Алексеем Сергиенко – известным художником, йогом и миллиардером, как он сам себя позиционирует (погуглите на досуге «денежный трон» или «трон, наполненный 1 миллионом долларов») – всем желающим провели экскурсию. Сам трон не показали – видимо, продан.

Но можно было походить по «лабиринту любви», состоящему из лент полупрозрачной ткани с сердечками, с обратной стороны которых все желающие писали кому-нибудь пожелания; лечь в гроб в рамках одного из перфомансов; сфотографироваться с портретом Петра Великого, выполненным в технике реализма из... крышечек от пивных бутылок; посмотреть на картину, нарисованную лапами собаки Алексея Сергиенко; и, наконец, добраться до огромной детской коляски в ромашках, отсылающих к фирменному стилю основателя центра. 

Однако самое интересное ждало гостей в центральном зале со сценой, на импровизированном аукционе «Один рубль», который также был приурочен к старту продаж сборника «Первые». Организаторы попросили всех пришедших на мероприятие сделать репост анонса встречи и принести с собой любой предмет... который сами же пришедшие считают произведением искусства. Любой буквально: от открытки, брошки, шариковой ручки – до картины и нумизматических редкостей.

В итоге каждый участник сборника и/или аукциона выходил к сцене, коротко рассказывал о себе, о своём первом творческом опыте, а затем все плавно переходили к его арт-объекту. 

К примеру, известный писатель и сценарист-детективщик, «крёстный папа» всех отечественных «процедуралов» Андрей Кивинов вынес на суд общественности баночку с.... воздухом Петербурга. А заодно поведал, как когда-то из-под его же пера вышли известные всем герои «Улиц разбитых фонарей». Как реальный опер Дукул стал Дукалисом, а Дудинцев – Соловцом и так далее. Дошло до смешного. Почему-то зрители «Ментов» немедленно решили, что Дукалис... прибалт, хотя даже сам его литературный папа не вкладывал никуда в книге данных о национальности героя. 

Но вышло, как вышло. Биографии Дукалиса добавили строчку, что он когда-то служил в рижском ОМОНе. И дошло до того, что однажды в квартире реального Анатолия Дукула раздался звонок... из Риги... откуда какая-то секретарша интересовалась, мол, странно, не нахожу вас в базе спецподразделения...

А вот другой гость – «жонглёр булыжниками» Валентин Смирнов. Он умудряется одновременно кидать перед собой настоящие и довольно увесистые камни, читать с листа рассказ о своём творческом первом разе и... ещё и зарабатывать на всём этом деньги. Этакий человек эпохи Возрождения. 

Среди пришедших были актрисы, режиссёры, художники, поэты (среди которых настоящий американец с Манхэттена), журналисты и даже одна чёрная ведьма, заявившая, что принесла картину прямо с кладбища, с могилы Виктора Цоя, где она не то сторожила место последнего убежища рок-звезды, не то проводила какой-то хитрый обряд с ним.

В общем, встреча показала: несмотря ни на что, художественная, творческая жизнь продолжается и даже кипит. Новые проекты постоянно рождаются и находят благодарных зрителей и читателей. А «Первые» – тому пример. Причём, как было объявлено, вслед за ними последуют и вторые, и третьи... Дай-то Бог! 


«Был нормальным фотографом»

Напоследок несколько самых аппетитных выдержек из сборника – это уже полный эксклюзив! – ведь собрались в этой книге люди действительно интересные!

Взять фотографа и поэта Алика Якубовича. Ему было 45 лет, он уже многого достиг в профессии, проводил персональные выставки по всему миру, по мнению FotoFest, входил в 150 лучших фотографов России периода Перестройки, возглавлял одно из самых известных рекламных агентств в своём городе. Но чего-то не хватало. И... так появился жанр акустической фотографии. 

Ему слово: «Я был нормальным фотографом. Делал свои проекты. И уже достаточно долго. Но в какой-то момент образовалась пауза. У меня ещё не закончился проект «Легко ли быть молодым» – или «Пацаны», как он потом стал называться – но он приближался к финалу. И я потерялся без темы. Хотелось новую, интересную, не банальную. Всё-таки к тому моменту я уже был известным фотографом, у меня были серьёзные награды, и я не мог просто так остановиться. Но попал на паузу. И не знал, что делать. 

И вдруг... начал писать какие-то строчки, не очень даже понятные даже для меня самого. Стал их записывать. В основном, они сочинялись, когда шёл на работу. А хожу я на работу пешком. У меня была секретарша. Я отдавал эти строчки ей. Она их печатала на компьютере. И возвращала обратно в виде листов на каких-то документах, невостребованных или бракованных. С одной стороны были эти строчки, а с другой – документы, счета, акты. Это было очень смешно.

В итоге я написал много таких строчек и даже текстов, не очень понимая, что это такое. Но в какой-то момент мне сказали, что это стихи...»

Или возьмём художника Константина Васильева. В какой-то момент житель Купчино, не лишённый художественной одарённости, стал штурмовать двери местных библиотек, домов культуры и остальных точек притяжения людей, похожих на него. 

Как говорит сам Васильев: «Но оценив сложившуюся ситуацию и то лёгкое безразличие, какое окружающие демонстрировали относительно любой творческой деятельности в месте, где я жил и живу, я решил попробовать организовать первую выставку художников из Купчино... Информационную поддержку нам оказал местный новостной портал. Благодаря ему нашёл и художников, и картины для выставки. 

Это стало началом. Спустя год мы назвались клубом «Алая роза». Провели ещё несколько выставок местных художников. Последнюю даже назвали «Купчино – столица мира». А что стесняться? Для нас, выросших и живущих здесь, это действительно центр, та отправная точка, с которой мы смотрим на весь мир вокруг. И нам уже тоже есть, что этому миру показать... 

И сегодня мы открыты для всех. Ищите в сети клуб «Алая роза» и творите вместе с нами. Наш девиз: «Искусство доступно каждому!»

Валентин Коромыслов, специально для «Конкретно.ру», фото – Елены Ведилиной