Как российский аммиак стал угрозой для жизней бойцов РФ

Уже завтра, 11 ноября, в Женеве пройдет новый раунд переговоров России, Украины и международного сообщества в рамках зерновой сделки. Предполагается продление соглашения о поставках сельхозпродукции из украинских портов. Однако в ходе обсуждения будет поднята еще одна тема — восстановление работы аммиакопровода Тольятти — Одесса.


Данный шаг может серьезно отразиться на безопасности не только простых жителей в приграничных зонах, но и на российских бойцах. Почему — разбираемся в нашем материале.

Аммиакопровод, Россия и Украина

Тема возобновления прокачки аммиака через Украину вновь стала активно обсуждаться с момента стратегического отхода российских подразделений в Харьковской области в сентябре 2022 года. Уже тогда было понятно, что произошло что-то странное, и русские бойцы не должны были покидать позиций без особой причины.

Однако если разобраться, данный маневр мог быть предрешен еще летом. Чтобы понять данный факт достаточно приглядеться к хронологии событий, и кто был в нем заинтересован.

Как развивались события

Построенный в 1981 году по инициативе американской компании Occidental Petroleum Corporation (OXY) трубопровод играл ключевую роль в экспорте аммиака, в том числе в страны Запада. И так было до 24 февраля 2022 года, когда Россия начала специальную военную операцию на Украине.

Прокачка аммиака была приостановлена в этот же день. Спустя несколько недель был введен запрет на переправку российских ресурсов через порты стран Балтии. Это фактически сделало невозможным экспорт аммиака из нашей страны.

Главным эксплуататором аммиакопровода является компания Тольяттиазот (ТОАЗ), которая принадлежит Уралхиму. Непосредственный владелец обеих фирм — миллиардер Дмитрий Мазепин. Хотя часть прибыли достается и другим акционерам: семья Махлай, а также оффшоры и инвестфонды в ОАЭ, Кипре и Ирландии.

Выгоду получает все та же Occidental Petroleum Corporation, но уже транспортирующая аммиак на своих судах из Украины в страны Запада, а также непосредственно украинское правительство, владеющее Одесским припортовым заводом и Укрхимтрансаммиаком.

Санкции, перегруппировка и череда сделок

Несмотря на обширное количество санкционных пакетов ЕС, ни в одном из них не было прямого запрета на покупку аммиака из РФ. Однако такой пункт был в американских санкциях, но и он был исключен в начале июля. Это произошло почти сразу после «жеста доброй воли» и оставления острова Змеиный. 

В июле же состоялась зерновая сделка, подразумевающая, что Россия и Украина не будут нападать на торговые и гражданские корабли, которые перевозят продовольствие из Украины. Под защитой оказалась также инфраструктура, в том числе портовая.

Следующим ключевым «жестом доброй воли» стала 10 сентября перегруппировка в Харьковской области, которая подразумевала отход за реку Оскол. И тут примечательно то, где в данной области проходит аммиакопровод — чуть выше Купянска, между Изюмом и Балаклеей, рядом с известным у военных корреспондентов и экспертов «Шервудским лесом».

На момент принятия решения о перегруппировки оно было не очень понятно. Ответ о причинах прозвучал 15 сентября в речи официального представителя МИД РФ Марии Захаровой.

«Западные кураторы Киева должны добиваться от администрации президента Украины Владимира Зеленского разблокировки возможностей поставки российского аммиака через территорию этой страны, если они действительно заинтересованы в вопросах доставки сельхозпродукции», — сказала она в ответ на вопрос о том, готова ли РФ будет продлить продовольственную сделку, если будет восстановлен транзит аммиака.

Условия возобновления работы объекта уже на следующий день озвучил президент Украины Владимир Зеленский. Он потребовал освободить военнопленных, в том числе бойцов «Азова» (запрещен в РФ), сдавшихся в Мариуполе.

И действительно, спустя всего пять дней Москва и Киев обменялись военнопленными. Украина получила 215 бойцов, в числе которых было 100 «азовцев», а Россия — 55 солдат и украинского политика Виктора Медведчука.

Возобновление работы и угроза для российских бойцов

Новый раунд переговоров по зерновой сделке на фоне прошлых событий должен завершиться разрешением возобновить прокачку аммиака через Украину.

Российские компании и связанные с ними бизнесмены от данного решения смогут получить порядка 12 миллиардов долларов в год при сохранении объема поставок (на уровне 2,5 млн. тонн). Выгоду будут иметь и вышеозвученные западные фирмы и сама Украины. Однако кто точно окажется «в минусе» — это российские бойцы.

Аммиак — убийца

Как химическое вещество аммиак имеет множество применений, однако в текущих реалиях нас интересует лишь одно — использование при производстве порохов. В том числе баллиститного и пироксилинового.

Поставляемый в страны Запада аммиак непременно будет задействован в военной промышленности, поэтому в сделанных в странах НАТО снарядах так или иначе, но обязательно окажется порох, созданный с использованием российского аммиака.

Поставка снарядов иностранного производства украинской армии была объявлена еще в самом начале спецоперации. По предварительным подсчетам, сейчас их передано более 600 тысяч артиллерийских снарядов и еще больше различных патронов.

Более того, поскольку Киев объявил о переходе страны на военные рельсы, сама Украина начала использовать аммиак, в том числе получаемый на Западе, для создания боеприпасов к технике, не использующейся в странах НАТО.

В военное время смесь аммиачной селитры и тротила — амматол — позволяет нарастить в три раза производства снарядов и патронов. Минусом такой продукции является ее недолговечность — срок жизни около года. Прямо с завода такие снаряды идут сразу на фронт и используются против российских бойцов.

Поэтому если с перегруппировками и другими стратегическими решениями можно найти множество обоснований, то продажа продукции врагу, который прямо будет использовать ее для создания того, что калечит русских бойцов — это прямое преступление против страны и общества.

Степан Кирсанов, специально для «Конкретно.ру», фото из открытых источников