Лоскутное будущее Петербурга


Новый Генплан вызвал немало вопросов как у специалистов, так и у общественности

Гражданская активность петербуржцев в последнее время переместилась в область градостроительства. Все больше инициативных групп протестуют против уплотнительной застройки, истребления скверов и переселения жильцов в дальние пригороды. Недавно активисты с Пулковской улицы праздновали маленькую победу: суд Петербурга рассмотрит их жалобу против застройки зеленой зоны. В этом месте чиновники планировали возвести шестнадцатиэтажку. Теперь, по-видимому, легкого освоения территории не получается. На этом фоне особый интерес общественности вызывают слушания нового Генплана Петербурга, проходящие во всех районах города.

Европа нашей мечты

Основа Генплана – подробная карта Петербурга, нарезанная на множество «лоскутков», каждый из которых представляет реальный квартал или группу кварталов. «Лоскутки» раскрашены в различные цвета, согласно функциональному назначению кварталов: жилая, деловая, промышленная застройка.
Петербург – «открытый европейский город» – таков лейтмотив нового документа. Ныне действующий Генплан Петербурга и Ленинградской области утвержден в 1987 году, срок его службы истек два года назад. Новый Генеральный план будет двадцатым по счету начиная с 1712 года – от планов Доменико ТРЕЗИНИ. Концепция нового Генерального плана опирается на 256 показателей, определенных в рамках разработки прогноза социально-экономического развития города.
В то же время документ носит в известной степени декларативный характер, планируя развитие города до 2025 года. В самом Генплане не предусмотрены конкретные объекты строительства (кроме стратегических дорожных направлений), определены лишь районы с тем или иным типом застройки или рекреации.
Радует и одновременно удивляет обилие масштабных планов строительства транспортных объектов, рельсового и общественного транспорта. На фоне массового снятия трамвайных путей возникает вопрос: будет ли все это реализовано? Не лучше ли реконструировать трамвайную сеть вместо диковинных видов рельсового транспорта? Использовать тот же трамвай как самый экологически чистый альтернативный вид транспорта взамен огромному потоку автомобилей.

Уже в скором времени планируется строительство и реконструкция до 50 млн. квадратных метров жилья и 30 млн. квадратных метров общественной и коммерческой недвижимости. По мнению городских властей, важная задача – освобождение от промышленности берегов Невы, других рек и каналов Петербурга. За счет этого появятся перспективные общественно-деловые и жилые зоны (около 13 млн кв. метров), а заводы должны быть вынесены за город. Остается, правда, вопрос – куда, ведь Шушары и Парнас не примут на себя массовое переселение промзон.

Очевидна потребность в незамедлительном строительстве сети скоростных магистралей – Западного диаметра, новых переправ через Неву. Мизерна, по западным меркам, пропускная способность аэропорта «Пулково». Все это учтено в Генплане, и, если прожекты сбудутся, к 2025 году мы будем-таки жить в европейском городе.
Сколько вешать в граммах?

Любопытно рассмотреть основные технико-экономические показатели концепции Генерального плана Петербурга. Территория города увеличена не будет (сделать это сложно, ведь Ленинградская область – другой субъект Федерации), а вот по поводу роста численности горожан мнения авторов документа и экспертов расходятся. В таблице основных показателей планируется рост до 5,3 млн человек, в то время как эксперты не предполагают роста населения Петербурга. В лучшем случае мы сохраним планку 4,5 млн человек – уровень смертности населения превысит любой показатель миграции.

Тем не менее к 2025 году жилфонд города должен увеличиться почти в два раза, достигнув объема 150 млн квадратных метров общей площади. Кто будет жить во всем этом великолепии, непонятно, если сопоставить цены на недвижимость со средней зарплатой петербуржцев.

Удивляет также относительно «скромный» рост числа медицинских и образовательных учреждений, а больниц решено и вовсе оставить на уровне 2001 года – 47. Очевидно, предполагается, что петербуржцы будущего перестанут болеть, так как займутся физкультурой и шопингом. Для последнего, кстати, будут созданы все условия: общая площадь торговых учреждений должна вырасти до 5,3 млн кв. метров – в два раза больше, чем сейчас.

Согласно Генплану, протяженность улично-дорожной сети Петербурга вырастет до 4 тыс. км, что на тысячу километров больше, чем сейчас. Появятся невиданные ныне «магистрали непрерывного движения» и «городские скоростные дороги». К 2025 году в два с лишним раза должен вырасти общий объем грузоперевозок в Петербурге (628 млн тонн против 256 в 2001 году), а число пассажиров, прибывающих и отправляющихся из города на Неве, достигнет 41 млн в год (в 2001 году было 16,6 млн человек). Вероятно, Петербург станет не просто городом-музеем, а неким «супермузеем», куда потянутся туристы со всего мира, а каждый петербуржец несколько раз в году непременно съездит за рубеж.

Судя по Генплану, катастрофически отстаем мы по числу автомобилей на душу населения. Этот показатель планируется повысить до 420 машин на тысячу жителей (показатель 2001 года – 183 единицы). Будто мало у нас еще автомобилей, а пробки незначительные.

Как видим, показатели Генплана действительно рисуют благостную картину развития города. Впрочем, я бы не был столь уверен в столь пафосном росте по всем показателям и учел бы несколько сценариев развития
, как делают это в Европе. Например, что будет, если к 2025 году Россия перестанет быть первой в мире по добыче нефти? Кроме того, экстенсивный рост явно не обеспечен производительными ресурсами городской экономики и личной обеспеченностью горожан. Уже сегодня мы видим, что значительная часть новостроек уходит на рынок перепродаж либо пустует, играя роль «каменных кошельков». Впрочем, это уже не проблемы Генплана. План – он на то и план, чтобы рисовать перспективы роста.

Выше только Конституция

Таковы планы, а что думает общественность по этому поводу? В ходе слушаний мне удалось пообщаться с некоторыми ее представителями, и общее мнение: документ в значительной мере ограничивает права жильцов конкретных домов, усиливая позиции инвесторов. Необходимо пояснить, что Генплан – это не только разноцветная карта, но и полноценный городской закон, в котором прописываются общие принципы застройки.

Обсуждаемый вариант Генплана де-факто претендует на роль основного городского документа, подменяя столь важные законодательные акты, как положение о землепользовании и закон о зеленых насаждениях. Последний Законодательное собрание буквально «вымучило». Генплан, как мы уже заметили – документ во многом концептуальный и не может в принципе регламентировать процедуру принятия решений по застройке, расселению и прочим градостроительным фактам.

Несоответствие обсуждаемых поправок к Генплану с действующими правилами землепользования и застройки дает возможность «подстройки» этих правил и высотного регламента под нужды инвесторов без учета интересов жителей района. Все это создает благоприятную среду для развития коррупции в городе, и уж тогда защитить рядовых жильцов сможет разве что лишь Конституция.

По мнению экспертов, укрупнение функционального зонирования территории Петербурга, в результате которого вместо семи типов жилых зон вводятся только три, ведет к слиянию жилой и деловой застройки. То есть рядом с вашим домом вполне может появиться бизнес-центр, и от припаркованных автомобилей спасу не будет. Вместо того чтобы выносить бизнес-центры в район КАД, мы создаем питательную основу для их строительства в центральных районах Петербурга.

Еще один изъян Генплана, который не обошел внимание общественности, – изъятие статьи по физической охране памятников. Теперь в центре будет проще «списывать» за ветхостью дома – памятники архитектуры. В отсутствие четкого регламента расселения жильцов многие обитатели Петербурга Достоевского могут оказаться жителями пригородных селений, и обосновано это будет благими намерениями – спасением от старого дома!

При обсуждении Генплана представители общественности вскрыли еще одну брешь в законодательстве: отсутствие четких норм, правил, законов по переселению петербуржцев из сносимого жилья в новое. По сути, жители остаются один на один с инвестором, который, безусловно, является более могущественной стороной.

Трава под угрозой

Стоит отметить, что Генплан-2007 – это не принципиально новый документ, а римейк Генплана 2005 года, который так и не был принят из-за срыва процедуры общественных слушаний. За два года городская власть должна была учесть замечания горожан и вынести на обсуждение откорректированный документ. Этого, по мнению ряда экспертов, не произошло: Генплан-2007 представляет собой совершенно новый документ, из которого изъяты многие статьи, ранее не вызывавшие возражений.

Пропажа положения о физической охране памятников уже была упомянута. Но есть и другие моменты, серьезно ухудшающие экологическое состояние Петербурга. Например, снижение доли рекреационных зон с 34% до 32% от площади городских земель может привести к застройке части парков и тем более скверов. К этому же может привести исключение из Генплана детальной проработки внутриквартального озеленения – под угрозой оказались сотни дворовых скверов, зеленых насаждений, детских и спортивных площадок.
Общественность опасается, что предлагаемые изменения в градостроительном документе ведут к частичному изменению границ крупных парков и лесопарков на территории Петербурга. Это приведет к использованию «высвободившихся» территорий для застройки или создания модных перехватывающих парковок.

Сейчас в нашем городе более 2,5 тыс. садов, парков и скверов. Примерно на 70% этих территорий отсутствует градостроительная документация – проекты планировки и межевания. В отсутствие моратория на застройку зеленых зон процесс их утраты может быть необратимым.

Таким образом, новый Генплан города неоднозначен. Он соткан из разноцветных лоскутков – не только на карте, но и в плане законодательного обеспечения. Даст ли он старт в развитии Северной Пальмиры или превратит ее в балтийский Детройт со всеми не только плюсами, но и минусами, ставшими головной болью для американских властей? Покажет время.

Александр ВЕРТЯЧИХ

Санкт-Петербургские ведомости, № 121

© Издательский дом «С.-Петербургские ведомости»