Победит ли новая культура Новую Голландию?

В Новой Голландии, которую эстетически-консервативное культурное меньшинство Петербурга все еще упорно именует архитектурно-ландшафтным ансамблем, городят огороды.

Там, где некогда высились двухсотлетние лиственницы, обрамляющие историческое пространство единственного рукотворного острова в дельте Невы, теперь стоят большие морские разноцветные контейнеры с надписями «Магазин», «Lavka», «Проект Гоши Рубчинского». Творения молодого дизайнера, получившего известность благодаря своим коллекциям одежды со звучными названиями «Империя зла», «Раб», «Рассвет не за горами», а также произведения других представителей современного индустрии искусства, предстанут перед петербуржцами в обрамлении уцелевших исторических зданий некогда самого романтического острова Петербурга. Этим летом впервые за всю свою историю он откроет свое пространство для рядовых горожан.

Проект «Лето в Новой Голландии», по словам организаторов, призван «создать комфортные условия для летнего время препровождения горожан и туристов». Дабы посетители места, куда вот уже 300 лет не ступала нога петербуржца, не скучали, свободное пространство острова заполнили милыми сердцу современного обывателя атрибутами выходного дня. Здесь откроется кафе «Голландия», спортивная площадка для мини-футбола и пляжного волейбола, стена для граффити (странно, что на острове не удалось обнаружить площадки для паркура столь полюбившемуся городскому правительству) видео-арт контейнер, где будут показывать инсталляции и произведения российских и иностранных художников.

Кроме того, этим летом в Новой Голландии разбили настоящие грядки, где любой желающий может посадить все, что угодно душе, и дозволено законом. Сегодня здесь уже взошли семена мяты, посажены клубни земляники и салата. Имена потенциальных арендаторов земли, соответственно владельцев урожая, пока не известны, но учитывая небольшие размеры грядок, завести приусадебное хозяйство в центре города смогут не все.

Тем временем судьба самого острова сегодня решается в стенах нового здания Центрального Военно-морского музея на Крюковом канале, где восемь архитектурных студий из разных стран представили свое видение дальнейшего развития Новой Голландии.

Выставка продлится здесь до конца июля – среди восьми проектов за право преобразовать остров будут бороться четыре финалиста – британское бюро David Chipperfield Architects, голландская мастерская MVRDV, американская WorkAC и российская «Студия 44».

Продолжатели дела тандема Нормана Фостера-Шалвы Чигиринского – компания ООО «Новая Голландия девелопмент» (в декабре 2010 года выиграла тендер на реставрацию и реорганизацию пространства Новой Голландии), по всей видимости, решила на этот раз не ссориться с петербургскими градозащитниками, все еще почивающими на лаврах победы над Охта-Центром. Новые хозяева намереваются по максимуму привлечь горожан к творческому процессу преобразования острова, сильно покалеченного от творческих замыслов предыдущего «девелопера».

– Наш клиент очень хорошо понимает ту аккуратность, с которой нужно подходить к реконструкции такого важного объекта, – пояснила корреспонденту «Конкретно.ру» куратор выставки архитектурных проектов «Новые идеи для Новой Голландии» Сара Ичиока. – Поэтому любой петербуржец может заполнить лежащую на выставке анкету и указать – что он хочет увидеть на территории острова и что он считает важным для Новой Голландии.

Между тем, времени на размышления о важном для уникального объекта эпохи раннего классицизма – непосредственным преобразователям пространства почти не оставили. Как рассказал «Конкретно.ру» один из финалистов конкурса, руководитель архитектурной мастерской «Студия 44» Никита Явейн, для подготовки к конкурсу российским архитекторам отвели три недели, а западным – четыре. За этот короткий временной промежуток студиям было предложено поразмышлять над будущим наполнением территории уникального памятника промышленной архитектуры.

В итоге практически все претенденты на профессиональное соседство с произведением Жана Батиста Валлен-Деламота устроили настоящий марш культуры по частично уцелевшей со времен предыдущего реорганизатора территории Новой Голландии. Пустующим ныне пространствам отвели культурное функциональное назначение, увы, мало заботясь о сохранности самой культурной достопримечательности Петербурга.

Так, британское бюро David Chipperfield Architects видит будущее Новой Голландии как «новый, полный жизни городской квартал, интегрирующий энергию современной культуры в жизнь города». В качестве доминанты на северной стороне острова британцы предложили возвести современное здание культурного назначения. Крепкие кирпичные разделительные стены исторических зданий согласно проекту будут служить основой для вертикального разделения зданий на отдельные «домики» в которых бы расположились как культурные, коммерческие организации и жилые помещения.

Сотрудники голландской мастерской MVRDV предложили сдержанную стратегию пошагового преобразования территории, основанную на организации временных выставок и культурных мероприятий. Согласно их концепции периметр застройки острова должно завершить только одно новое здание, предназначенное для проведения мероприятий, для которых не подходят существующие постройки.

Российская «Студия 44» решила предать внутренней Треугольной площади Новой Голландии смысл антипода Дворцовой площади.

– Сегодня у нас нет пустых площадей, которые могут взять те функции, что отторгает от себя Дворцовая, – поделился с корреспондентом «Конкретно.ру» Никита Явейн. – Новая Голландия может стать идеальным местом для проведения рок-фестивалей, кроме того, такие руины хороши для молодежного легального андеграунда – подобные тусовки всегда проходили на заброшенных станциях, а тут – непреступная крепость.

Американская студия WORKас предлагает Новой Голландии стать микрокосмосом большого города. По замыслу американцев на острове должен разместиться Центр Искусств с музеем, центр Кино и Моды с магазинами, а также Гастрономический центр с городским рынком, ресторанами и оранжереями на крышах. Бассейн в центре острова архитекторы предлагают приспособить для разных видов активного отдыха на воде, а военные здания переоборудовать под гостиницы и офисы.

Глядя на все эти грандиозные замыслы по превращению архитектурного ансамбля и памятника истории в объект коммерческой и развлекательной недвижимости, у рядового обывателя нет-нет, да и мелькнет мысль, высказанная некогда публицистом Татьяной Москвиной во времена «Новой Голландии эпохи Чигиринского», но оставшейся актуальной до сих пор: «А что если все эти люди припрутся на остров реально? Тогда Новая Голландия, в которой уже ничего «голландского» не будет, а будет современная общебуржуазная пошлятина, тихо уйдет под воду… »

 

Наша справка:

Напомним, что первую попытку вдохнуть новую жизнь в уникальную застройку Новой Голландии власти Петербурга предприняли в 2006 году.

Проект многофункционального комплекса с театрами, конференц-залами, галереями, гостиницей и ресторанами подготовило британское архитектурное бюро Нормана Фостера по заказу ООО «СТ «Новая Голландия» Шалвы Чигиринского и Игоря Кесаева. Из-за финансовых проблем Чигиринский был вынужден отказаться от амбициозного проекта, а в 2010 году право реконструировать архитектурный комплекс получила структура компании Романа Абрамовича Millhouse, ООО «Новая Голландия девелопмент». По предварительным данным, на преобразование территории Новой Голландии новый инвестор потратит 12 миллиардов рублей за семь лет.

    Алла Серова, «Конкретно.ру», фото: Юлия Понтелеева