Новая русская «национальная проблема»

<z>Чахотка: путешествие туда и обратно</z>
В Санкт-Петербурге и области в прошлом году среди подследственных, заключенных и осужденных от туберкулеза умирал практически каждый третий от общего числа ушедших в мир иной.
Фтизиатры (врачи-специалисты, лечащие туберкулез) уверяют, что расхожее мнение о том, что туберкулез идет из тюрем и зон, и именно там источник всех проблем и опасностей, в корне неверно. По словам главного врача городского противотуберкулезного диспансера, только16,5 процентов туберкулезников с различными фазами заболевания – это те, кто вернулся из зон и СИЗО. По данным медицинской статистики, 60% «сидельцев» приходят уже заболевшими, и только 40% действительно получают порцию палочки Коха непосредственно за решеткой. Но сухие цифры медицинской статистики не учитывают количество рецидивистов, попавших, допустим, в те 40%, что заболели при первой отсидке. Как правило, они успевают «словить» новый срок, не вылечив чахотку, и приходят в «родные» стены уже заболевшими с воли. Так что истины по поводу того, кто кого заражает, по всей видимости, нет ни у гражданских, ни у гуиновских врачей.
<z>«Пайка» больше чем жизнь</z>
Незыблемым пока остается только один факт – наши следственные изоляторы – клондайк для палочки Коха. Уровень заболеваемости в пенитенциарных учреждениях выше в 40–50 раз по сравнению с показателями среди гражданского населения. Что, впрочем, не удивительно, если учесть количество «проживающих» на один квадратный метр, сырость, страшный холод в камерах и питание. Идеальные условия для чахотки, со времен оных считающейся болезнью бедности и голода.
По нормам, утвержденным Постановлением Правительства РФ в конце 1992 года и действующим до сих пор, больные туберкулезом (а так же СПИДом, ВИЧ-инфицированные, дистрофики, язвенники, раковые больные и т.д.) питаются по норме «Б». Им положено в сутки на 50 граммов хлеба меньше, чем предусмотрено общей нормой – «А», на 10 граммов меньше жиров. Зато аж на 20 граммов больше сливочного масла. Мяса и овощей больше на 50 граммов, перевес сахара в пять граммов по сравнению с нормой «А», а также на 250 граммов больше коровьего молока.
Кому интересно – сходите на Арсенальную набережную, туда, где расположены знаменитые Кресты (кстати, в конце прошлой недели питерский централ отметил 110-летний юбилей), и посмотрите на список разрешенных к передаче продуктов питания. Молоко там есть, но сухое, а значит априори обезжиренное, либо сгущеное, что далеко не всем по карману. Мясо и вовсе передавать запрещено (только консервы). Остальная норма, положенная туберкулезникам, практически ничем не отличается от рациона для еще не заболевших. Единственное преимущество нормы «Б» перед нормой «А»: 50 граммов творога и половинка куриного яйца в сутки.
Можно тратить тысячи «деревянных» на закупку лекарств и десятки тысяч евро на организацию работы пищеблоков, новые рентгеновские аппараты, переобучение персонала, но как это поможет физически ослабленному и истощенному организму противостоять чахотке, остается непонятным. При том, что положенный суточный рацион рассчитывается из суммы, не превышающей 10–15 рублей. А с воли можно передавать не больше 50 килограммов. С недавнего времени в этот объем входит, в том числе, и вес передаваемых сигарет. Даже в идеале получается чуть больше килограмма еды в сутки, достаточно однообразной и малокалорийной.
Призрачную надежду внушает только одно. Наконец у медиков появилось понимание того, что беда общая, проблема находится выше ведомственных интересов и что необходимо как-то разорвать порочный круг.

"Наша Версия на Неве", № 3, от 27.01.2003