Кто утопил "Аврору"?

Несчастья не перестают преследовать некогда один из символов нашего города, легендарный крейсер «Аврора». На этот раз его… потопили! Правда, пока только в народной молве.

Сообщения от обеспокоенных горожан стали поступать аккурат накануне Дня Военно-морского флота России. По данным бдительных петербуржцев, отшвартованный на «вечную стоянку» у Петроградской набережной «крейсер революции» тонет. В подтверждение свидетели говорили о крене «Авроры» на левый борт и об идущей полным ходом откачке воды из трюмов прославленного корабля. Информация обрастала слухами и непонятно откуда взявшимися подробностями. Неуверенные комментарии ответственных лиц в стиле «в порядке и под контролем» не только не сбивали информационного фона вокруг крейсера, но и отчасти накаляли его. В результате на «Аврору» даже приезжали чины из регионального управления Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС), после чего последовали утешающие горожан пресс-релизы. Одним словом, ничего страшного: ситуация вполне штатная, угрозы затопления легендарной «Авроры», которую многие ленинградцы-петербуржцы считают символом своего города, нет.

Однако версии происходящего озвучивались разные. По одной из них, на некогда «корабле №1» российского ВМФ «сорвало клапан забортной воды, но проблема локализована и осталось лишь ликвидировать последствия». По другой, вроде как тоже официальной версии, «Аврора» несколько «перебрала» во время штатного пополнения запасов пресной воды. Причем, жидкий излишек якобы «потянул», ни много, ни мало, на 20 тонн! Самая примитивная трактовка событий настаивала на том, что на крейсере идёт «плановый ремонт».

Нервозность относительно возможной судьбы «крейсера революции», свидетеля русско-японских морских сражений начала ХХ века, в общем, понятна. В последнее время вокруг будущего «Авроры» сломано немало копий. После того, как было объявлено о том, что корабль с 1 августа текущего года выведут из состава Военно-морского флота и передадут на баланс музею, многие горожане стали «бить в колокола». Самое «свежее» обращение с призывом «спасти легендарный крейсер» недавно было направлено в адрес губернатора Петербурга за подписью ветеранов Военно-морского флота. В своём обращении отставники из питерского клуба моряков-подводников предложили свой «реально выполнимый и экономически обоснованный проект» по сохранению крейсера «Аврора» в статусе «корабля №1» ВМФ России. Ранее судьбой крейсера озадачивались, и не раз, депутаты Законодательного собрания Петербурга, направлявшие соответствующие запросы в различные федеральные ведомства.

А между тем, далеко не все жители нашего города знают, что у Петроградской набережной стоит лишь «часть» крейсера. В 1984 году был проведён капитальный ремонт «Авроры», в ходе которого основной корпус (без палубных надстроек) был заменён «новоделом». «Исторический» же корпус крейсера, по некоторым данным, был затоплен в прибрежной полосе Финского залива у поселка Ручьи Кингисеппского района. Уже несколько лет инициативная группа поисковиков-подводников ищет тех, кто поддержит идею подъёма «подлинного» киля «Авроры» с последующей передачей его в музей. Однако пока никто ни во властных коридорах, ни в бизнес-структурах, способных на спонсорскую помощь, так и не откликнулся.

Владимир Дробышевский, ВрИО начальника пресс-службы Западного военного округа:
«На крейсере проводятся плановые ежемесячные трюмные работы, в ходе которых осуществляется перекачка ёмкостей цистерн с одного борта на другой. Условия стоянки исторического корабля абсолютно безопасны. Корабль держат четыре швартовые бочки (специальные швартовые устройства), которые стоят на бетонных якорях. А со стороны набережной крейсер закреплён специальными штангами. По завершении работ крейсер продолжит функционировать в прежнем режиме, как филиал Центрального Военно-морского музея».

Игорь Курдин, председатель петербургского клуба моряков-подводников:
«Мне трудно судить о том, какая, с технической точки зрения, ситуация была на «Авроре», насколько она была не штатная. Для меня важно другое. Ситуация показала, что «Аврора» никому не нужна. Пока мы все видели, как к ней подъезжали и пожарные, и милиция. Вокруг ходили катера МЧС и военные были. Но никто не знал, что делать. Обслуживают её сегодня 8-10 человек, это бывшие военные моряки, гражданские, которые юридически не могут этого делать. На днях уже были подписаны акты о полной передаче «Авроры» в состав Центрального Военно-морского музея, и хотя она туда и передана, почему-то из руководства музея никто на «Авроре» не появился».

 

    "Наша Версия на Неве", № 29 (237), от 30.07-05.08.2012