Приговор историческим шельмецам

Петербургский журналист и историк Юрий Нерсесов вновь отправился в поход за правдой. На этот раз под едкое перо автора попали известные российские политики, деятели искусства и даже действующие члены Правительства. Столь разных людей – от вершителей судьбы государства до постоянных критиков Кремля – объединяет одно: довольно смутное знание исторических фактов. Этими фактами известные всей стране люди жонглируют на пресс-конференциях, в разоблачительных публикациях, с высоких трибун. Впрочем, в основу громких высказываний часто ложатся мифы или даже собственные измышления о том, чего и близко не было в нашей истории.

Когда-нибудь он точно дождёся. Мизантропа и нигилиста Нерсесова, уничтожающего своей едкой слюной признанных авторитетов, вряд ли позволят «упаковать» в образ защитника исторической правды. Скорее, предадут остракизму, выдворят творить исключительно в Интернет или просто растопчут очки с толстыми линзами…

Он вытаскивает нелепую фразу из общего потока информации, с упоением препарирует слова на своей кухне, глядя в окно на статую пролетарского вождя на Московском проспекте, кропотливо сравнивает каждую мелочь с реальными событиями и разрождается эскападами толкований. Беда тех, кого разит его перо, в том, что эрудит Юрий Нерсесов ничего не придумывает. А толкования журналиста, когда-то попавшего в немилость ещё мэра Анатолия Собчака, как и в его первой книге «Трупный яд покаяния», направлены исключительно на развенчания сомнительных мифов. Собственно, новая работа одиозного петербургского публициста, недавно вышедшая в издательстве «Яуза-пресс», так и называется «Продажная история. «Палёные» мифы о России».

Пересказывать содержание этого сборника разоблачений бессмысленно. А вот прочесть – полезно. Как минимум потому, что публичные выступления российской элиты мы часто вынуждены принимать за чистую монету. Да, конечно сомневаемся в искренности верховных политиков. Не верим в светлые намерения придворных режиссёров и музыкантов. Не соглашаемся с однобокой позицией правозащитников или журналистов, прославившихся своими антигосударственными выступлениями. Брезгливо подмечаем странные эпизоды современного жития церковных архиереев. И что дальше?..

В краткой аннотации к новой книге Юрия Нерсесова написано буквально следующее.

«Наш народ травят историческими мифами, как «палёной» водкой, – ведь ослепших и обеспамятевших проще держать в стойле и гнать на убой. Нас пичкают идеологической сивухой все кому не лень. Особенно досталось от новых геббельсов Сталинской эпохе и Великой Победе – последней национальной святыне, которую сегодня топят в грязи на радость врагам России. Ибо народ, не способный отстоять своё прошлое и светлую память о подвигах предков, – обречён… Эта книга вводит «сухой закон» против пропагандистской отравы и даёт урок исторической трезвости».

Однако меньше всего следует из приведённой цитаты, что петербургский публицист принадлежит к горстке убеждённых сталинистов. Крепко досталось от Юрия Нерсесова «на орехи» и тем, кто вольно трактует самые разные этапы отечественной истории – царствование Лжедмитрия, мифическую гибель крейсера «Варяг», ход Крымской, Империалистической и Гражданской войн и даже растиражированное мнение, будто Золотая Орда могла помешать Ивану Грозному смачно навернуть красной икорки.

Но, конечно, наибольшее внимание автор уделяет теме Великой Отечественной войны. Приводя в подтверждение своих слов реальные исторические документы, Нерсесов не стесняется в выражениях по отношению к высоким персонам, походя навязывающим нам очередную ложь. Как, например, то, что Ржев удостоился почетного звания «Город воинской славы» за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные его защитниками, а гарнизон Брестской крепости на треть состоял из чеченцев и ингушей. Всё бы ничего, но в действительности оборона города бойцами Красной армии длилась всего два дня, зато немцы защищали окопы под Ржевом больше года. При этом героизм проявили красноармейцы, месяц за месяцем поднимавшиеся на его штурм – погибшие исчислялись сотнями тысяч. Что касается Брестской крепости, то нет ни одного официального свидетельства о наличии вайнахов в гарнизоне. Явным вымыслом является утверждение, будто первый удар гитлеровцев пришёлся на дислоцированный за крепостными стенами 145-й полк НКВД, укомплектованный чеченцами и ингушами. Эта воинская часть была сформирована только в конце 1942 года, а в Бресте находился 132-й отдельный конвойный батальон НКВД, где в основном служили славяне.

Юрий Нерсесов с педантичностью школьного учителя пытается просветить своего читателя, видимо надеясь, что новые знания не умножат нашу общую скорбь. Книга непривычная, спорная, странная. Но явно заслуживающая того, чтобы, как минимум, не принимать на веру всё, что слышится с кремлёвского Олимпа. Ведь это обоснованный взгляд профессионала, пусть и не лишённый субъективной стороны, а не пустопорожнее брюзжание интеллигента на петербургской кухне.

 

      Кирилл Метелев, "Наша Версия на Неве", №46 (254), от 26.11.- 02.12.2012