Смольный – «перепродажа» туристов в одни руки?

Чиновники Северной столицы не перестают удивлять своей предприимчивостью. Например, бюджетным финансированием очень похожих контрактов, которые призваны всячески завлечь туристов в город на Неве. Что получается из этой затеи на деле – видимо будут выяснять компетентные органы. Или не будут. Ведь клеркам, организующим хороводы вокруг трёх ёлок, как правило, всё сходит с рук. Корреспондент «Нашей Версии на Неве» изучил документы, не претендуя на свою высокую компетентность в сфере организации туристических потоков.

Похоже, как и кому гостить в Санкт-Петербурге, а также в какие зарубежные страны и европейские столицы отправляться нашим чиновникам, давно решается в «узком семейном кругу». Вхожи в него не только прямые родственники, но и их деловые партнёры и просто хорошие знакомые. Проходят годы, меняются губернаторы. Но круг лиц, посвящённых в таинство «продажи» города оптом и в розницу, остаётся практически неизменным.

Бесконфликтная среда

Светлая личность Марианны Орджоникидзе неоднократно привлекала внимание СМИ. Ещё год назад, когда она занимала должность заместителя председателя комитета по инвестициям и стратегическим проектам Смольного, курируя вопросы развития туризма.

В ту пору увесистые контракты заключались с НП «Ассамблея международного сотрудничества промышленников». Руководитель некоммерческого партнёрства с громким названием – Виталий Рицци, сын госпожи Орджоникидзе.

В 2011 году отпрыск начальника петербургского Управления по туризму обеспечивал присутствие Смольного на международных туристических выставках в Дубае и Франкфурте на общую сумму 8,7 млн рублей. А в прошлом году «не бизнес-компания» Виталия Рицци вывезла делегации чиновников за счёт городского бюджета в Германию, Грецию, Китай, Францию, Японию, а также в российскую столицу. Поездки обошлись в 24,7 млн рублей.

В апреле 2013 года чиновница стала заместителем председателя комитета по развитию туризма, который незадолго до этого был создан в результате реформирования городских органов исполнительной власти. И «Ассамблея международного сотрудничества промышленников» продолжила успешно выигрывать международные контракты, объявленные Смольным. Согласно информации коллег из «Фонтанки.ру», вышеназванное НП «приподнялось» на 14 млн рублей, кроме того 19 млн рублей комитет по развитию туризма «даровал» компании «Сити-Тур-Трэвел», собственником которой является некто Нона Вяткина – она же директор одной из коммерческих структур Виталия Рицци. Иные участники многомиллионных тендеров – «Национальное агентство развития инвестиций, туризма и культуры», «Международный туристский конгресс» и «Туристско-информационный центр», странным образом оказались связаны с Рицци и Вяткиной.

Минувшим летом родственными связями Марианны Орджоникидзе заинтересовалась городская прокуратура. Однако в середине сентября стало известно, что надзорное ведомство не склонно усматривать проявление коррупции в «государственно-семейном партнёрстве» высокопоставленной чиновницы и структур, находящихся в поле зрения её сына. По прокурорскому мнению, нарушения законодательства в этом нет, как и конфликта интересов. Более того, как утверждают синие мундиры, ни мать, ни сын не являются учредителями коммерческих фирм. Закономерно, что интерес надзорного ведомства к близким родственникам, свёлся на нет.

Ничего странного не обнаружилось и в том, что государственные контракты почему-то выигрывают одни и те же участники. Хотя, согласитесь, Санкт-Петербург – не захолустная деревня, где поездка в райцентр уже кажется увлекательным путешествием. Только в Северо-Западное региональное отделение Российского союза туриндустрии, которое является наиболее крупным объединением, входит свыше 120 предприятий, а в петербургской информационной системе турфирм зарегистрировано более 900 юридических лиц, занятых в этой сфере.

Заветные цифры – есть контакт?

Летом 2008 года в Санкт-Петербурге был презентован так называемый контакт-центр для туристов со всего мира. По прибытии иностранного гостя в Северную столицу, один из сотовых операторов обязался выслать ему «мобильную» помощь в виде номера телефона 330-33-33. Набрав эту простую комбинацию цифр, турист мог узнать о самых насущных вещах – как организовано транспортное сообщение, где лучше остановиться на ночлег, что дают в театрах, а то и поведать о случившейся с ним чрезвычайной ситуации.

Как сообщал тогда корреспондент газеты «Невское время», функции добрых волшебников были возложены на десятерых специально подготовленных девушек с хорошим знанием четырёх иностранных языков одновременно. Каждый поступивший звонок записывался, чтобы впоследствии делать «работу над ошибками». На официальном сайте контакт-центра не только приводился многообещающий девиз «Вы не услышите слова «Нет» от наших операторов, потому что нам приятно работать для Вас!!!», но имелась ссылка на компанию, которой доверили исполнять высокую миссию – «Агентство городского маркетинга».

По словам Марианны Орджоникидзе, петербургскому бюджету контакт-центр обошёлся в 12 млн рублей. Окупиться проект призван был за счёт коммерческих компаний, заинтересованных в сотрудничестве с «Агентством городского маркетинга». Стоимость ежегодного «входного билета» для каждой составила 6000 рублей. Безусловно, масштабность проекта выходила далеко за пределы озвученных сумм, но эти издержки брал на себя сотовый оператор, который был выбран чиновниками Смольного без какого-либо конкурса.

К сожалению, мы не располагаем сведениями, насколько востребованной оказалась телефонная помощь. Но при этом выяснили, что в феврале 2011 года комитет по инвестициям и стратегическим проектам Смольного объявил конкурс с названием «Поддержка и реализация комплекса мероприятий по созданию комфортной информационной среды для туристов, в том числе иностранных, и жителей Санкт-Петербурга». Цена – 15 млн рублей. Исполнение контракта, вы не поверите, предусматривало… организацию контакт-центра. В частности, 9 996 000 рублей отводилось на подбор персонала, его обучение и обустройство рабочих мест, а также проведение экзаменов на знание иностранного языка у претендентов на трудоустройство в контакт-центр и перевод программ на английский язык.

Победителем этого открытого конкурса стало НП «Ассамблея международного сотрудничества промышленников».

Если хорошенько порыться в Интернете, то можно наткнуться на рассказ одного из проигравших участников тендера, из которого следует много интересного. Например, бухгалтер Ассамблеи по телефону невозмутимо ответила представителю конкурирующей фирмы, что контакт-центр образца 2008 года и его аналог, объявленный в 2011 году, – «это одно и то же, и что проект они выполняют из года в год».

Возможно, корреспондент «Нашей Версии на Неве» слишком небрежно изучал систему госзакупок. Но, странное дело, либо бухгалтер некоммерческого партнёрства работала недавно, либо документация о реализации проекта в 2009-2010 годах оказалась засекречена – ничего похожего на финансирование Смольным контакт-центра в этот период найти не удалось.

Зато мы раздобыли информацию о том, что впервые государственный контракт на создание контакт-центра был заключён с НП «Ассамблея международного сотрудничества промышленников» и комитетом по инвестициям и стратегическим проектам Смольного в далёком 2006 году. Уже к 31 августа указанного года исполнитель обязался создать надёжную структуру по оказанию телефонной помощи туристам, прибывающим в Санкт-Петербург. Разностороннюю информацию должны были доводить до гостей 37 девушек-операторов. За сентябрь-декабрь 2006 года чиновники заплатили Ассамблеи 7 780 000 рублей.

И ещё совсем маленькая деталь. Согласно документам, имеющимся в распоряжении «Нашей Версии на Неве», директором «Агентства городского маркетинга» являлся гражданин Виталий Рицци, который не менее близок и к НП «Ассамблея международного сотрудничества промышленников». Похоже, городская прокуратура копала не слишком глубоко…

Впрочем, если в следующем году Смольный вдруг снова объявит о создании очередного контакт-центра, нужно воспринимать чиновную инициативу, как данность. Ведь Марианна Орджоникидзе и остальные герои «мыльного сериала» остаются на прежних местах. Да и в городском бюджете ещё остались заветные цифры.

Из диссертации кандидата экономических наук Виталия РИЦЦИ, 2009:

– Туризм является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики. Индустрия путешествий получает всё большее признание как сектор народного хозяйства, имеющий стратегическое значение для получения иностранной валюты, диверсификации экспортной базы, создания рабочих мест и сокращения региональных диспропорций… Деловой туризм по своей экономической природе весьма выгоден Санкт-Петербургу, однако его развитию и продвижению в городе препятствует действие целого ряда нерешённых проблем и сложностей организационного, экономического, нормативно-правового, научно-технического, производственного и финансового характера.

Из интервью Марианны ОРДЖОНИКИДЗЕ газете «Петербургский дневник», 31.03.2010:

– По отношению к своим детям и племянникам я мягкотела – они могут вить из меня верёвки. Я всё время старалась как можно больше времени проводить с детьми. Сына повсюду возила с собой – он даже спал в машине. Конечно, хотелось бы чаще видеться, но я постоянно общаюсь с ними по телефону, живу их жизнью и проблемами… Самая главная удача – родиться в правильной семье.

Во время экономических невзгод одна из самых выгодных инвестиций - образование. Подумайте, ведь вы можете научиться чему-то, что повысит вашу конкурентоспособность на рынке труда - это ли не залог успеха?

 

    Павел Луспекаев, "Наша Версия на Неве", № 43 (301), от 04.11.-10.11.2013