Доуглублялись. Кто будет ловить рыбку в мутной воде?

Среди петербуржцев, постоянно рыбачащих в Невской губе Финского залива, прошел слушок о массовой гибели рыбы. Среди предполагаемых причин назывались дноуглубительные и намывные работы в устье Невы, а также массовые несанкционированные сбросы отходов под прикрытием этих работ.

Работы по намыву территории на Васильевском острове давно вызывают нарекания горожан. Неудивительно, что любой факт изменения экологических условий участка тут же связывают именно с нелюбимым в народе проектом. Поэтому информация о гибели рыбы в Маркизовой луже (самая мелководная часть Финского залива) всколыхнула не только рыболовную общественность, но и множество других людей. В интернете зазвучали обвинения в адрес чиновников и строителей в чрезмерной жадности и наплевательском отношении к природе, осуществляющих и контролирующих осуществление очередного «амбициозного» проекта.
Безусловно, мы не могли оставить эту тему без внимания. В результате общения со специалистами выяснилось следующее. Любые работы земснарядов в водоемах значительно изменяют сами условия обитания рыб – изменяются глубины, расположение отмелей, направления течения; то, что называется гидрологическим режимом. Кроме того, огромное количество мелких частиц перемешивается с водой и долго находится во взвешенном состоянии, значительно ухудшая условия обитания водных организмов. К тому же часть органики, ранее погребенная в донных отложениях и лишенная доступа кислорода, после взбаламучивания начинает активно окисляться, усиливая негативный эффект.

Про последствия для мест отдыха упоминать и не хочется – у людей хотя бы есть возможность просто не купаться в грязной воде или не загорать на испорченном пляже, а вот рыбам деваться совершенно некуда.
Помимо рыб страдают и другие организмы. Взвешенные частицы, находящиеся в толще воды, ухудшают условия обитания планктона, особенно самых мелких форм. А они в свою очередь очень важны для питания личинок рыб. В итоге личинки погибают, что отрицательно влияет на запасы, например, корюшки, которая у нас с нерестилищ скатывается и задерживается в Невской губе. Как уверяют ихтиологи, она сейчас голодает.
Что же касается непосредственно факта массовой гибели рыбы, то за комментариями мы обратились в Отдел рыбнадзора Россельхознадзора и Государственный НИИ озерного и речного хозяйства.
По мнению специалистов этих организаций, глобальной гибели рыбы в Невской губе, о которой сообщали рыболовы, сейчас не наблюдается, хотя обстановка все-таки тревожная.

Как пояснил инспектор Невской рыбинспекции Дмитрий, в недавнем рейде им попадалась погибшая рыба, но не на всей акватории, а лишь на отдельных участках. Скорее всего у промысловиков в шторм разорвало часть мереж, в которых находилась рыба. Из-за того, что погодные условия не позволяли рыбакам проверить орудия лова, добыча, погибшая в них, оказалась в Финском заливе. Именно в таких местах как раз и попадалась снулая рыба. Каких-то массовых явлений, напоминающих заморы и гибель рыбы, инспекторы Невской рыбинспекции, к счастью, не наблюдали.

Не подтвердил панических слухов и заведующий лабораторией сырьевых ресурсов ГОСНИИОРХ Александр ШУРУХИН: «Седьмого июля наши сотрудники как раз работали в районе Васильевского острова, Южной Лахты. Такого явления они не видели. Может быть, где-то в одном месте локально что-то и произошло, но впадать в панику не следует».

По словам ученого, в Невской губе за счет ветрового перемешивания содержание кислорода всегда высокое даже в придонных слоях, поэтому заморные явления вряд ли возможны. В стоке Невы вода тоже обогащена кислородом, поэтому из-за дефицита кислорода рыба погибнуть не могла.

«В принципе, все районы гидротехнических работ – зоны экологического риска. Там создаются условия, экстремальные для обитания рыб. И не только рыб, – обрисовал ситуацию в целом Александр Степанович. – Работы влияют, во-первых, на гидробионтов (водные организмы): планктон (организмы, обитающие в толще воды), бентос (организмы, обитающие на дне). Особенно на бентос, потому что идет воздействие на донную фауну за счет изъятия грунта, и потом при осаждении взвеси оседают слоем и фактически засыпают. Во-вторых, на зоопланктон оказывается негативное воздействие взвешенных частиц». Явно выраженные последствия для рыбы в результате воздействия в зоне мутности, которые неоднократно наблюдали ихтиологи: во время подобных гидротехнических работ численность и биомасса рыбы достоверно снижаются. Чем интенсивнее работы, тем существеннее.

Отсюда следует простой вывод. Хотя на данный момент информация о гибели фауны Финского залива не подтвердилась, считать, что ситуация нормальная, нельзя. Условия обитания всех живых организмов резко и планомерно ухудшаются. Само состояние воды, включая внешний вид Невской губы, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Прозрачность воды, по словам ученых, достигает всего 10 сантиметров. Полосы мути не только видно невооруженным глазом с побережья, они бросаются в глаза даже на снимках, сделанных со спутника (http://rapidfire.sci.gsfc.nasa.gov/subsets/?AERONET_Toravere/2006254&altdates). Вот такой у нас «амбициозный проект» с неизвестными пока последствиями.

Алексей Дьяченко

Наша Версия в Питере, № 27