Оптимистические расходы

В 2014 году региональные бюджеты могут потратить на работу со СМИ более 33 млрд рублей. Часть этих денег уйдёт на «стратегическую задачу» отбеливания личного имиджа глав регионов: по мнению депутата Госдумы Ольги Тимофеевой, такие «PR-расходы» чаще всего маскируются брендом «информационной открытости» органов госвласти. Оптимизировать циклопические затраты на самопиар регионалов Президент РФ Владимир Путин поручил ещё в декабре прошлого года. Однако очередная попытка повлиять на петербургский комитет по печати была провалена в ЗакСе: представители партии власти посчитали, что урезанием расходов на прогубернаторские издания либералы намеренно провоцируют российский сценарий «горящих покрышек». И нельзя не признать, что в их опасениях есть доля правды.

Поручение «оптимизировать самопиар» было дано Владимиром Путиным явно неспроста. Напомним, что формальным поводом декабрьского скандала стала огласка денежных сумм, которые «сливаются» на освещение деятельности правительства Сахалинской области. Вдруг выяснилось, что личный пиар губернатора и подконтрольных ему структур обходится бюджету Сахалина в 207,7 млн рублей. И вот теперь эти траты будет проверять Счётная палаты России.

За прошедшие два года федеральная власть уже достаточно ясно дала понять, что не собирается ослаблять своё влияние в регионах даже на фоне политической «оттепели» и формального ослабления «вертикали». Например, лёгкое раздражение Кремля вызвала избирательная кампания губернатора Новгородской области Сергея Митина. Как рассказал «Нашей Версии на Неве» осведомлённый источник, полноценной политической конкуренции на информационном поле региона не наблюдалось. Естественно, что победа досталась согласованному кандидату без лишней нервотрёпки. Ведь за него «играли» основные новгородские СМИ. Но заинтересован ли Владимир Путин в том, чтобы политическое «долгожительство» достигалось такой ценой?

Впрочем, и сахалинские, и новгородские затраты выглядят чуть ли не аскетично на фоне «саморекламы» правительства Санкт-Петербурга. Ровно половину бюджета комитета по печати (а это 1,370 млрд рублей) Северная столица тратит на «раскрутку» нынешних обитателей Жёлтого дома. Например, официальный смольнинский телеканал «Санкт-Петербург» в 2014 году наработает аж на 470 млн рублей. Газета городского правительства «Петербургский дневник» и издание «Петербургская фотохроника» обойдутся бюджету в более чем 177,5 млн рублей.

Отчитаться об «оптимизации» подобных расходов регионы должны были к первому февраля. Через три дня после намеченного срока представители комитета по печати Петербурга вдруг озадачились расширением понятия «культура». В свет вышел проект постановления Смольного, который включил в перечень программы «Культурная столица» несколько новых пунктов. Одним из мероприятий чиновники заявили субсидирование специализированных изданий. А именно «Петербургской фотохроники» и «Петербургского дневника». Также под «развитие» культуры предполагается выделить деньги на опубликование официальных материалов в СМИ и производство социально значимых телепрограмм. Поэтому не удивительно, если к первому апреля (срок, когда Минфин должен представить отчёт об исполнении поручения Президента РФ) петербургская власть окажется в «передовиках».

«Такого не было никогда! – возмущается экс-декан факультета журналистики Марина Шишкина. – Получается, что расходы на саморекламу «обнулены», а по-русски «спрятаны». Даже в СССР газета «Правда» финансировалась из госсредств, но она при этом продавалась, и там не было рекламы. Нынешняя ситуация чудовищна – «Петербургский дневник» распространяется бесплатно и при этом продаёт рекламу».

Несмотря на возмущение оппозиционных депутатов, едва ли сокращение «имиджевых» затрат станет приоритетом Смольного.

В предыдущем номере «Наша Версия на Неве» рассказывала о возможной досрочной борьбе за губернаторский пост, которая может развернуться в Северной столице уже через полгода. Как отмечают наблюдатели, информационные возможности нынешнего градоначальника Георгия Полтавченко в этой предвыборной гонке выглядят куда менее убедительно, чем медийные ресурсы тех же братьев Ковальчуков.

А влиятельные братья, как поговаривают, хотели бы видеть во главе города и Ленобласти дружественных им лиц.

В кулуарах ЗакСа также придерживаются «предвыборной» версии. Хотя сама инициатор сокращения «пиаровских субсидий» Марина Шишкина полагает, что «Петербургский дневник» не поможет Георгию Полтавченко выиграть выборы. По её словам, «только очень слабая власть защищается агитацией и пропагандой».

Судя по всему, иного мнения придерживаются её оппоненты. Так, депутат Виталий Милонов горячо разоблачает в «ревизорах» некое «промайдановское гнездо». Впрочем, может ли единоросс, негласно ставший «правой рукой» спикера Вячеслава Макарова, желать кардинальных перемен в Смольном, где работает его почти родственник – «культурный» вице-губернатор Василий Кичеджи? Ведь в этом смысле любое потрясение петербургской власти, которая опирается на собственные СМИ, может обернуться для нынешней губернаторской команды условными «горящими покрышками».

 

      Алла Серова, "Наша Версия на Неве", № 08 (316), от 03.03.-09.03.2014