Куда уйдут последние трамваи?

«Нам кажется, что все благополучно, только потому, что ходят трамваи», — сказано Мандельштамом в начале 30-х. Сегодняшний массовый исход трамваев с улиц любимого города — как еще один признак конца, приближения к той черте, за которой – пустота. Будто по чьей-то злой воле вытравливается все живое, все, составлявшее самобытность и неповторимость Петербурга.

МЕНЯЕМ ХРАМ НА РЕЛЬСЫ…

С помпой отметили возвращение исторического названия Благовещенскому мосту — который уже давно не ведет к давшему ему имя храму. Церковь Благовещения пресвятой Богородицы (арх. К. А. Тон) снесли в 1928 году — под тем предлогом, что она будто бы «стесняла трамвайное движение». Теперь вот ликвидировали само трамвайное движение — рельсы с моста сняли, разорвав тем самым линию первой в северной столице конной железной дороги. Такой вот «подарок» к юбилею питерского трамвая. И он, увы, не единственный.

Можно считать открытой процедуру прощания с еще одним историческим местом — трампарком в Дегтярном переулке. Один из старейших в России комплекс построек, относящихся к возникновению городского рельсового транспорта, уступит место очередному «Сити». Неделю назад Внешторгбанк дал старт конкурсу проектов «Невская ратуша» (строительство делового комплекса на участке, ограниченном улицами Моисеенко, Новгородской и Дегтярным переулком).

Отсюда, с угла Болотной (ныне — Моисеенко) и Дегтярного, 3 сентября (22 августа по старому стилю) 1880 года тронулся первый в мире электрический трамвай, переоборудованный из обычного коночного вагона инженером-артиллеристом Федором Пироцким. Рождественский коночный парк, возникший здесь в 1876 году, с 1914-го стал именоваться уже Рождественским трамвайным парком, а в 1922-м ему присвоили имя революционера Смирнова. В 1897–1899 гг. на Новгородской улице, 11, гражданским инженером В. Рейсом строится здание Петербургского общества электрических сооружений (в 30-е годы ХХ века перестраивается архитекторами Л. Каменским и Н. Троцким). В 1913–1914 гг. гражданским инженером А. Ламагиным возводится административное здание Городской конной железной дороги. К этому же времени поблизости (Дегтярный, 16/6) появляется дом архитектора А. Бубыря, яркий образец северного модерна.

…А РЕЛЬСЫ — НА ОФИСЫ

В 2003 году трампарк в Дегтярном переулке был официально закрыт и к осени 2005 года, после демонтажа рельсовых путей на Тульской и Новгородской улицах, фактически изолирован от общей трамвайной сети.

Регламенты реконструкции трамвайных парков готовились Бюро Генплана Санкт-Петербурга еще по заданию губернатора Владимира Яковлева. Именно им дана была установка на поиск путей более эффективного использования занятых трампарками территорий. Европейский путь приспособления памятников промышленной архитектуры под культурные цели (музеи, выставочные и концертные залы и т. п.) всерьез не рассматривался. Главной ценностью признавалась собственно занимаемая ими земля в центральных районах. А в современных российских условиях максимум прибыли можно выжать при ее застройке бизнес-центрами класса А-В и так называемым элитным жильем.

Еще в марте-2003 на заседании правительства в качестве приоритетного рассматривался план передачи территории трампарка в Дегтярном под возведение жилья общей площадью до 80–100 тысяч квадратных метров. В проект «Невской ратуши» заложено площадей уже в четыре раза больше — комплекс пойдет ввысь, не особо, видимо, считаясь с ограничениями высотного регламента и принципами сомасштабности окружающей исторической застройке.

Намерения команды Яковлева пустить трамвайные парки с молотка вызывали шквал народного гнева — летом 2003 года в городе прошли массовые протестные выступления, объединившие как ревнителей старины, так и самих работников системы городского электротранспорта. Последние не без оснований опасались, что их интересы будут ущемлены в результате затеянных преобразований (на территории трампарка в Дегтярном, например, помимо собственно административных корпусов располагается общежитие на 112 человек и ведомственная медсанчасть).

Новая смольнинская команда, пришедшая вместе с Валентиной Матвиенко, поначалу пыталась успокоить общественность, заверяя, что выручка от продажи участков закрываемых парков пойдет на строительство новых и прочие нужды городского транспорта. В декабре 2003 губернатор Матвиенко дала поручение председателю КУГИ завершить «проверку имущества и прав собственности в трамвайных парках № 4, 2 и 6» и «ускорить процесс подготовки конкурсной документации». Однако дальнейшее развитие событий показало, что документация эта порой вовсе не требуется. ВТБ, например, через аффилированное с ним ЗАО «М» получил под «Невскую ратушу» шесть с лишним га безо всяких конкурсов и фактически даром (под обещание передать часть возведенных офисных площадей под размещение комитетов и ведомств Смольного). Участок трампарка № 6 на Барочной улице площадью 2,2 га достался компании «ЮИТ дом» всего за 8,6 млн долларов. А что же выгадали от таких сделок сами транспортники? Весной прошлого года гендиректор ГУП «Горэлектротранс» Александр Александров сказал в интервью газете «Санкт-Петербургские ведомости»: – Доходы от продажи ушли в бюджет, может, и нам что-то досталось. А так, чтобы конкретно, напрямую, – ничего не получили.

«СНЕСТИ С УЧЕТОМ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ»

Кстати, чтобы выставить на торги участок парка № 6 без портящих настроение инвестору обременений, КГИОП исключил здание депо из списка вновь выявленных объектов культурного наследия. До недавнего времени находился под охраной и комплекс зданий Городской конной железной дороги в Дегтярном переулке. Архитектор Евгений Герасимов, представляя в августе прошлого года концепцию «Невской ратуши» на Градостроительном совете, подчеркнул, что при ее разработке снос памятников промышленной архитектуры даже не рассматривался:
– Пока депо числится в перечне объектов охраны, мы не можем его не учитывать, – отметил Герасимов.

Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексей Ковалев обратился к губернатору с запросом, в котором выражал обеспокоенность судьбой памятника промышленной архитектуры и просил сообщить, каким образом при новом строительстве будут соблюдены интересы сохранения выявленного объекта культурного наследия.

Валентина Ивановна обошлась вполне традиционной для нее отпиской: мол, разрабатывается временный регламент застройки для данной территории, проект планировки и межевания, «с соответствующим анализом состояния застройки, охранного статуса и имущественных прав, по результатам которого будут уточняться границы, функциональное назначение предполагаемого строительства и необходимость разборки существующих зданий и сооружений с учетом их исторической ценности».

Необходимость сноса с учетом исторической ценности — формулировка прелестная.
А уже в мае этого года заместитель председателя КГИОП Борис Кириков признал, что «под определенным нажимом наш комитет согласился снять комплекс депо с охраны».
Хотя Борис Кириков же и заявлял:
– Часто позиция инвесторов цинична до дикости. Единственное, что они хотят, – это просто снести, расчистить площадку. В этой ситуации я бы прежде всего говорил о безнравственности инвестора. Сейчас инвестиционная политика у нас почему-то в первую очередь означает «освободить территорию». Или освободить ее вообще, физически, от всего. Или освободить от охранного обременения, потому что если на территории есть памятник, то есть проблемы. Для этого делаются заказные экспертизы и оказывается давление на наш комитет».

КОМАНДА «ДУМАТЬ!» ДАНА ДЛЯ ВСЕХ

«Финансирование проектов, имеющих высокую эстетическую ценность для города, лежит в русле основных целей Внешторгбанка», — декларируется ВТБ.

Первая версия одного из таких особо эстетически ценных проектов — делового комплекса «Невская ратуша», — предусматривавшая пробивку новой магистрали к Смольному (как заявлялось, «в подарок городу») и возведение двух башен по 62 метра, была подвергнута жесткой критике Градостроительного совета. Высоту потребовали сократить – сообразно требованиям высотного регламента. Однако теперь, когда вот-вот сократят сам высотный регламент, управляющая проектом компания «ВТБ-капитал» имеет неплохие шансы реализовать самые амбициозные свои планы.

Неясной остается и судьба еще одного старинного трамвайного парка – на Васильевском острове. Уже больше трех лет добивается передачи этого памятника промышленной архитектуры под образовательный, выставочный, производственный и развлекательный комплекс «АРТ-ДЕПО» Петербургское отделение Государственного центра современного искусства. Его директор Марина Колдобская убеждена: на места промышленных объектов в историческом Петербурге должна приходить именно культура, как это происходит в европейских городах. Такая практика приходит и в Россию – создание центров современного искусства является федеральным проектом, уже осуществленным в Москве, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Калининграде. Причем во всех этих городах центры размещаются в зданиях – памятниках архитектуры. Так, например, в Нижнем Новгороде центр находится в Арсенале нижегородского Кремля, а в Калининграде – в башне Кронпринц крепости Фридриха Великого. И так называемый «красный пояс» Петербурга мог бы стать еще одним туристическим брендом нашего города – который был не только имперской столицей, но и крупным промышленным центром.

А сопредседатель президиума регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников Александр Марголис предлагает отвезти Валентину Матвиенко в Манчестер или хотя бы в Тампере, чтобы показать, как промышленная архитектура «без всяких «расчисток», а просто при некотором воображении превращается в научные и культурные города».
– На нашего губернатора часто неожиданным образом влияют визуальные впечатления, – замечает Марголис.

Наблюдение вполне верное. Вот ведь недавно Валентина Ивановна так впечатлилась от вдруг замеченной ею новой застройки у дворца спорта «Юбилейный», что потом битый час ругала чиновников на заседании правительства, а под конец даже сформулировала новый смольнинский лозунг: «Необходимо думать, где строим, что строим и во что превращаем город!»

Кстати, еще есть время подумать и о том, стоит ли так бездумно вырывать столь выразительные страницы истории нашего города, уничтожая старинные трамвайные парки. Обмен колоритнейших образцов отечественной промышленной архитектуры на очередной бездушный Сити без роду без племени никак не представляется равноценным.

Татьяна Лиханова

Наша Версия в Питере, № 33