Мама для медвежонка Обзор петербургской политики с 10 по 24 сентября

Уж сколько раз в питерской «Единой России» обещали, что Валентина Матвиенко возглавит их список, и каждый раз обламывалось. На прошлых выборах в Законодательное собрание удалось организовать фотку с лидером городского «медвежатника» на билборд, но и только.
Между тем снижение количества «едровых» депутатов по сравнению с парламентом прежнего созыва навевало самые печальные размышления. Было ясно: продолжись тенденция ещё полгода и на думских выборах будет хуже. Тогда председателю берлоги Вадиму Тюльпанову не то, что кресло министра транспорта не светит, – с нынешнего партийного поста попросить могут. А заодно из кабинета спикера Законодательного собрания. Зря, что ли молодые да ранние сопартийцы типа Виктора Евтухова в затылок дышат? Да и прецедент есть. В Ленинградской области лидер тамошних «медведей» вице-губернатор Николай Пустотин был вынужден уйти в отставку, когда партия не получила 26 обещанных мандатов.

Наконец мольбы (и, по слухам, звонок с самого верха) подействовали. И на прошлой неделе градоначальница наконец выдавила из себя «Скорее да, чем нет»! И стало в питерском «Едре» всем счастье. Почти такое же, какое было в Ленинградском областном, когда губернатор Валерий Сердюков согласился не только возглавить список, но и партбилет взять.

Зрелище получилось жалкое. Крупнейшая партия Россия, неустанно заявляющая о своей крутости и общенародной поддержки, потеряв остатки достоинства, выклянчивает у глав администраций использовать их персоны в качестве предвыборных паровозиков. Так ведут себя не солидные медведи, а новорожденные слепые медвежата-сосунки, плаксиво зовущие мамочку!

Особенно смешно, что поневоле играющая роль мамы-медведицы Валентина Ивановна сама стала губернатором исключительно благодаря административному ресурсу Кремля, когда все сильные соперники (разумеется, совершенно добровольно) отказались от борьбы, а президент вопреки закону агитировал за свою ставленницу. Кстати, если разобраться, и сам Владимир Владимирович обязан своим первым избранием удивительно вовремя начатым походом Басаева в Дагестан и взрывам в центре Москвы, а вторым – сверхвысоким ценам на нефть. Про второго, третьего и четвёртого лиц страны – свеженазначенного премьера Виктора Зубкова, спикера Совета Федерации Сергея Миронова и его думского коллегу Бориса Грызлова и говорить нечего. При выходе всех троих на общероссийский уровень первым вопросом журналистов было: «Кто это?»

Когда же наши наибольшие начальники выходили в бой без всех государственных ресурсов за спиной, они неукоснительно проваливались. Возглавил вице-мэр Владимир Путин избирательную компанию своего шефа Анатолия Собчака, и тот еле за кордон от злых следователей сбежал. Ещё хуже получилось, когда штаб кандидата в ленинградские губернаторы Виктора Зубкова возглавил Борис Грызлов. Вроде и денег хватало, а в финале четвёртое место и обидное прозвище «коробок», прилипшее к будущему премьеру за портреты на спичечной таре… Прямо не верится, что где-то бывают лидеры способные победить, вдохновив народ своими идеями, да ещё и хотя бы частично воплотить их в жизнь.
По крайней мере, в российских политических партиях они точно отсутствуют, как в прокремлёвских, так и типа оппозиционных. Фракция мариинских зюгановцев до сих пор не может вылезти из скандала вокруг тайного голосования по финансированию газпромовского небоскрёба. Лидеры фракции сначала клялись, что против него голосовали все девять депутатов-коммунистов, потом, что восемь, а, судя по результатам голосования, таковых было лишь трое. Вот и приходится выяснять: кто взял от «Газпрома» и почему не поделился?

Завершившиеся выборы кандидатов в президенты России от непарламентской оппозиции обернулись в Петербурге и Ленинградской области не менее тошнотворной склокой. Желая сорвать возможное избрание умеренного национал-либерала и экс-депутата Законодательного собрания Сергея Гуляева, демократическая общественность пустилась во все тяжкие. В области попытались сорвать кворум, а в городе организовали голосование против Гуляева и за его основного конкурента Гарри Каспарова «яблочников», у которых есть свой кандидат – Григорий Явлинский. В итоге в области победил Гуляев, а в городе Гарри Каспаров, которому от действий собственных сторонников стало нехорошо. Гарри Кимович понял, что даже если в 2008-ом году, он зарегистрируется, союзнички кинут, не колеблясь.
Впрочем, не факт, что «фрукты» доживут до следующего года. Несмотря на слухи о некоей договорённости с Кремлём и косвенно подтверждающие эту договорённость рекламные интервью Явлинского в просмольнинских газетах, народ из партии валит вовсю. Только что ушёл, пожалуй, самый эффективный думский депутат от питерского «Яблока» Сергей Попов, перешедший в «Справедливую Россию. Хотя по липецкому списку, куда его поставили, Сергею Алексеевичу вряд ли что светит. Как и другому экс-яблочнику Юрию Болдыреву, поставленному в петербургский список. То есть пройти, то он пройдёт, но если попытается по старой привычке слишком рьяно резать правду-матку, будет вышвырнут в три секунды.
«Медведям» же остаётся рассчитывать исключительно на паровозы в лице администраций, которые их же при каждом удобном случае нещадно лупцуют. Именно так получилось с питерскими «едросами», решившими перед выборами изобразить заботу о владельцах сносимых гаражей. Пришли к мужикам во главе с бывшей троцкисткой Валентиной Ивановой, наобещали с три короба и двинулись к вице-губернатору Александру Полукееву, просить чтобы дал гаражникам хоть чего-нибудь в связи с выборами. А вице-губернатор взял да и в деликатной форме послал косолапых ходоков подальше. И те послушно пошли, даже не пискнув, ибо не гоже медвежатам-сосункам обижаться на питающую их грудь.

Юрий Нерсесов