Андрей Лерман: сатанистом можно назвать кого угодно

О группе «Great Sorrow» хоть немного знают даже те, кого «тяжёлая музыка» не привлекает. Настоящим пионерам российского метал-стиля в следующем году исполнится четверть века. Родоначальник команды – Андрей Лерман – по-прежнему живёт музыкой. Не только пишет, но даёт уроки, у него немало учеников. Последние события, в частности, известия о будущей пластинке, а также скандальная отмена концерта группы «Cannibal Corpse», дали повод корреспонденту «Нашей Версии на Неве» поговорить с Андреем. Спустя несколько минут общения в кафе на «Достоевской» он попросил перейти на «ты». Разговор состоялся предельно свободный. Лерман не терпит условностей, рубит с плеча и магнетизирует искренностью. 

–Андрей, православные активисты сорвали концерт известной амери-канской метал-группы «Cannibal Corpse» в Москве. Какое у тебя отношения к этой выходке?

– Резко негативное. Хоть я и не поклонник дес-металла, пусть начинал с него двадцать пять лет назад, дело не в этом. Все эти фанатики, активисты, политики – они музыки не должны никак касаться. Кстати, на следующий день после этого было отменено выступление и в Санкт-Петербурге, якобы по техническим причинам.

Давайте запретим фильмы ужасов, пласт неформатной литературы. Какие-то педо-лесбо-концерты можно устраивать, а вот типа «сатанисты» приехали – им, значит, нельзя играть. Бред. Я считаю, уж тогда лучше запретить шансон. А воровать что – не грех? В песнях наших шансонье это позиционируется как романтика. Типа сидеть в тюрьме – круто. А это ни черта не круто. Вот самый настоящий сатанизм, если на то пошло. Те люди, которые поют про всё это распальцованное дерьмо – они и есть самые настоящие сатанисты. А «Cannibal Corpse» – там большая доля иронии и в текстах, и в поведении, да во всём.

Опять же: поклонники шансона, тотальной дряни, они верят своим кумирам. «Я вор, душегуб, мама прости меня, сижу в тюрьме, потому что дурак, всё пропало». Эта музыка провоцирует на безнаказанность – на неправильное мировоззрение. Те, кто слушает её, можно предположить, так и поступают. А после концерта дес-метала я не видел, чтобы кто-то шёл выпускать кишки, терзать трупы и прочее. 

– Возможно, сыграло роль происхождение группы – США…

– Да, ещё момент что они – американцы. А сейчас начинается какая-то, извини, байда. Что бесит меня просто до безобразия. Нельзя так, иначе Россию мир никогда не будет уважать. Давайте отменим всё американское – и что останется? Пускай про меня думают что хотят, но считаю американцев замечательными людьми.

Я был эмигрантом в Америке, и никто мне так не помогал, ни один русский, как помогали американцы. Это абсолютно честно. Хорошие, замечательные люди. Есть, конечно, уроды, снобы, но как и везде. А причём здесь политика, запреты? Покажи мне хоть одну страну, где есть нормальные политики – я туда поеду.

 

– Согласишься с тем, что обвинения в «кровавости текстов» – глупы. Скорее, мы имеем дело с художественным переосмыслением неких сюжетов. Как и в случае с «Cannibal Corpse»…

– Конечно. Это не имеет никакого отношения к призывам развязать насилие. И тогда получается, что либо эти активисты – тупые, не в состоянии понять этого, въехать в смысл, либо фанатики, либо засланные казачки, работающие на пиар. Три варианта на выбор. 

– А соотношение с православием?

– Поведение этих активистов не в христианской традиции. Я сам лично ношу крест. Меня крестили вот в этом храме (показывает на Владимирский собор – РЕД.). Это не имеет никакого отношения к религии. Пойми, к сатанизму можно отнести совершенно всех. Взять любую афишу, ткнуть в неё пальцем и сказать – «сатанист». Оззи Осборн чем не сатанист? «Slayer»? «Kiss»? В 70-е на концертах у них дьяволиада творилась. Огонь-то изо рта пускать только козлемордые могут. А сейчас – пожалуйста, не сатанизм. Чушь. После сорванного на российской периферии концерта «Behemoth» смотрел, как на форумах злорадствует Украина: «посмотрите, как проходит концерт в Европе, и как в России», и приложена фотография – они сидят, повязанные в каталажке.

Мне было очень стыдно за свою страну. И сейчас стыдно – опять облажались. Нельзя лажать. Наоборот – надо поднимать имидж. Хотите вы позиционировать Россию как свободное и крутое государство, европейское – хорошо.

А где свобода? Покажите. Получается – нет. Гаечки-то закручивают. 

– Если речь не о православии, то…

– Это история, скорее, про деньги. Сколько я встречался с православными священниками – нормальные люди, которые слушают и метал в том числе. Причём здесь тогда музыка и церковь? Помню давно ещё прочитал ругательную статью про Кинга Даймонда. Там было замечено: не один настоящий сатанист никогда не скажет: «я – сатанист»; они свое тёмное дело тихо делают.

И писали – Кинг Даймонд слишком много орёт об этом. 

– Если бы тебя попросили объяснить обывателю, что такое метал-сцена – что бы сказал?

– Как бы я объяснил? Просто попросил бы посмотреть, что творится после концертов каких-нибудь шансонье, поп-звёзд. Я бывал во всяких быдло-гламурных клубах и смотрел: люди обнюханные, сплошной свальный грех.

На рок-концертах такого почему-то нет. Выпивают то же пиво – да. Но редко кто-то бычит. На рок-выступлениях можно только за свои уши опасаться. Громко – да.

 

– Кстати, а какое у тебя отношение к «Cannibal Corpse»?

– Не люблю, не слушаю. Но уважительное – люди на протяжении стольких лет делают своё дело, делают хорошо, ездят по миру, зарабатывают музыкой. Они чего хотели – всего добились. О чём они поют – кто с башкой, тот понимает. А тот, кто дурак – так нечего на него и внимания обращать. Чего равняться на них? 

– Согласен ли с тем, что в свободной стране только публика может быть цензором музыканта?

– Даже если на твой концерт пришло хотя бы два человека, значит, это уже кому-то нужно. Да даже если и ни одного не пришло. Вот вас в группе четверо, значит, это имеет право на существование. Мы говорим о свободе – давайте быть свободным.

Я начал играть музыку в 82-м году, ещё в школе. Совок, естественно. Кстати, то, что прошло с «Cannibal Corpse», напоминает мне СССР, время, которое я люто ненавижу. Никогда не забуду, как наша классная, отпетая коммунистка, рыдавшая в три ручья на похоронах Брежнева, как-то прознала, что я создал ансамбль. Начинается первый урок: «Так, Лерман Андрей – сегодня на летучке с завучем и директором ваш коллектив распустили, больше вы не репетируете». Предложила ходить в географический кружок. Ни разу не пришёл.

Вот кстати, что имеет отношение к сатанизму. Пришла мысль в голову только что – забальзамированная мумия выставлена на главной площади страны. Почему никто из этих активистов не выступает против? Или они в этом православие нашли? 

– Ты против преследования любых музыкантов. А что думаешь о травле Макаревича?

– Музыкант должен иметь право ездить туда и выступать там, где захочет. Захотел на Украину – почему нет? Макаревич прав в этом. Это его позиция. Не прав в том, что полез в политику.

Не должен музыкант с этим вообще быть связанным. А чего он хотел в ответ? Получил резонанс. Понятно, одна из самых ярких фигур на рок-сцене.

 

– Известный наш металлист Виталий Некрос мне вчера сказал: «Дмитрий Медведев слушал такие группы «Deep Purple», «Black Sabbath», а их в своё время тоже не любили из за их текстов, только со временем пришло признание заслуг этих музыкантов». Согласишься?

– Хорошо сказано. Всё упирается в необразованность людей. Культура сама определяет, чему жить. Не вот эти бесноватые. 

– Кстати, какую музыку сейчас слушаешь?

– Слушаю много чего. От «Smokie» до «Slayer». Совершенно точно – не слушаю русский рок. Хоть у меня очень много друзей из него.

Когда человек говорит, что в нашей музыке главное не музыка, а тексты, мне уже хочется плюнуть и уйти. В рок-музыке как раз важно не что поётся, а как – подача, посыл. Ты приходишь на рок-концерт – ты что делаешь? Трясёшь башкой, кидаешь «козу», клубишься. А не стоишь в задумчивой позе: «Ух, блин, ты слышал, как он сейчас сказал?!» Ты же не в библиотеке, а на рок-концерте. А для этой говорильни есть творческий вечер, на котором поэт будет говорить, а ты будешь восторгаться: «как он сейчас задвинул, а!» 

– Меня всегда поражало в русских рокерах колоссальное презрение к инструменту. Всё-таки в общении с той же гитарой есть что-то божественное. А эти господа всем своим видом выказывают презрение к ней. Записи слушать физически неприятно.

– Да, да. Вот абсолютно. Могу только справедливости ради сказать, что многие русско-роковые ансамбли не так уж плохо играют. Почему-то не хотят.

Я знал одного парня, которому по душе была науменковщина, который просто портил акустическую гитару. Но когда он брал в руки хороший инструмент – такие вещи поливал, что я заслушивался и говорил: «да ты клево играешь!». А своего сочинения вещи у него – ну, полный отстой. Мог и петь хорошо, а вместо этого: «ааааа, я по улице иду, папиросу я курю, и мне всё пофиг». 

– Любят говорить: знаменитое «главное – тексты» пошло от Высоцкого, безусловно, большого деятеля культуры…

– А Владимир Высоцкий, между прочим, к которому я отношусь с безмерным уважением, никогда, если посмотреть его интервью, не говорил, что музыкант. «Мои песни – не песни,

а стихи, положенные на ритмический рисунок, на гитару», – вот этим он всё и сказал. Он исполнил, прочитал. Давайте тогда и русский рок так называть – «авторы и исполнители». Это же не рок. Когда жил в Америке ради интереса ставил русско-роковые вещи местным. Они реально не врубались.

А музыка где? Русский же метал им пришёлся по вкусу.

 

       Н.К., "Наша Версия на Неве", № 340 (348), от 20.10.-26.10.2014