Царь – как источник надежд

Конечно, мысль о том, что история похожа на спираль, и все её витки повторяются – не нова. Особенно – применительно к России. Первые лица государства рапортуют о том, как растёт страна. А мы находим, что суть государственного устройства, его болезни и беды, нисколько не новы.

Достаточно привести цитату из записки 1905 года. Предприниматели-железо-заводчики пишут министру финансов Витте: «Проявление частной промышленной инициативы у нас крайне стеснено. Акционерное дело, железнодорожное строительство, городской и коммерческий кредит – всё это в России продукт правительственного усмотрения, а не следствие свободно развивающейся народной жизни. После этого неудивительно, что нужды нашей промышленности на различных съездах выливаются почти исключительно в ряд многочисленных ходатайств перед правительством и лишены начал самодеятельности и самопомощи».

Поэтому на вопрос, почему кризис наносит такой сильный удар по стране, ответ рациональнее искать в дне минувшем, да не прошедшем. Так, на конец XIX века пришлось экономическое бедствие в России. Выдержки из газет того времени вполне недурно бы смотрелись и в теперешних таблоидах: «Мы переживаем кризис, развитию которого не предвидится конца. Торговые бюллетени приносят нам с каждым днём всё новые и новые понижения самых солидных ценностей»; «Платежи приостанавливаются, торговые заведения останавливаются, фабрики и заводы сокращаются или прямо закрывают работу»; «На бирже с каждым днём становится всё хуже и хуже, положение приобретает положительно угрожающий характер».

А дело было так. Экономика империи к экватору 1890-х переживает серьёзный подъём. Перечислим лишь несколько фактов: развивается сельское хозяйство, строятся железные дороги, нарождаются предприятия в сфере промышленности, вырастает рынок ценных бумаг. Россией интересуются иностранные инвесторы. Катастрофа же состоялась на бирже. Акции возрастали скачками, биржевая игра захватила общество. Ко второй половине 1895 года наметился спад, предопределивший слом в году следующем. К 1898 году на рынке сказалась нехватка денег. Последовало сокращение ссуд от банков под залог ценных бумаг. А после того, как прогорели дела Мамонтова и фон Дервиза – столпов предпринимательства, обороты коих исчислялись десятками миллионов – началась паника. Случился «чёрный день» на бирже. Правительству пришлось спасать промышленников и банкиров, фондовый рынок в целом. Выдавались, например, внеуставные ссуды.

Кризис в России находит разные косвенные причины. Подлинные же всегда одинаковы. Государство активно влияет на развитие экономики: предпринимательство, банки. А модель управления обречённо подавляет конкуренцию в обществе. Эффект усиливается ещё и прискорбным обстоятельством: основные надежды народ исторически связывает с барином и царём.

 

    Михаил Берг, "Наша Версия на Неве", № 46 (354), от 01.12.-07.12.2014