Кто найдёт, кто потеряет…

Нефть по-прежнему дешевеет, рубль вновь наметил тенденции к падению. Выводить сценарии выхода из сложившегося положения пока проблематично (хотя бы в силу отсутствия должной информации – каково дно). Но вот вспомнить о том, каким видам бизнеса в минувшие кризисы пришлось труднее всего, а какие, наоборот, пошли в рост, кажется, самое время.

Кризис 2008 года. Первыми на раздачу ударов судьбы встали банки. В эту же очередь включились и брокерские компании, специализировавшиеся на предоставлении услуг по торговле акциями на биржах. Далее резонно назвать сферу строительного бизнеса (включая производство и торговлю стройматериалами). Рынок попросту схлопнулся. Вовсе несладко пришлось всевозможным агентствам, занимающимся продажами недвижимости (касается, как жилой, так и коммерческой). Наиболее очевидный следующий пункт – туристические агентства. Просто в силу резкого сокращения россиян, способных себе позволить поездку за рубеж. И тут же назовём рекламные агентства. Первое, чем жертвовал, жертвует и будет жертвовать бизнес в голодный год – реклама. Этой статьёй расхода пренебречь проще всего. Сильный удар пришёлся также по рынку грузоперевозок. И, наконец, стоит назвать сферу оптовой и розничной торговли. В кризисное время данному виду бизнеса приходится работать нишево.

Куда живее обстояли дела у тех агентств, что промышляли арендными услугами. Кризис вынуждал арендаторов менять помещения – на более доступные по части цены. Речь идёт как об офисах компаний, так и жилого сектора. За счёт движения в этом секторе, почти неиссякающего клиентского потока, данная отрасль и выживала.

Уверенные темы роста демонстрировал… коллекторский бизнес. Ведь кризис – всегда пиковое время по неплатежам за кредиты. Банки вынуждены обращаться к тем, кто способен взыскать долги. И, конечно, стоит назвать резкое повышение спроса на услуги, предлагаемые ломбардами. Лишь за несколько месяцев спрос на них взлетал вдвое.

Ещё по кризису 1998 года известно: крайне страдает малое и среднее предпринимательство. Однако именно бизнес и стал той тягловой лошадью, выведшей России из краха. Тогда была девальвация рубля (она и сейчас возможна), шло импортозамещение. Власть открыла бюджетное финансирование экономики через дефицитное финансирование (то есть финансирование дефицита бюджета и дефицита пенсионного фонда за счёт прямых кредитов ЦБ). Понадобилось всего лишь девять месяцев на то, чтобы заставить экономический сектор опять расти.

 

      Алла Серова, Михаил Берг, "Наша Версия на Неве", № 02 (360), от 19.01.-25.01.2015