Танец вилки на костях рестораторов

Что делать в кризис?

Исторический ответ таков: развивать едальный бизнес. Недавно две новости могли подивить общественность. Так, стало известно, что сеть кофеен «Чайникофф» решила открыть несколько новых точек в Петербурге. Речь идёт о пяти или семи заведениях. Тому поспособствовала сработавшая мера – изменение ценовой политики. До пятидесяти процентов удалось сократить прайсы: не растеряв позиции оборота, предприниматели заполучили новую клиентуру, которая с лихвой покрыла издержки.

Вторая новость – сеть едален «Теремок» рассчитывает расшириться в Петербурге ещё на десять точек. Так, на днях была открыта новая, семьдесят седьмая по счёту локация. Среди антикризисных мер – увеличение доли отечественных поставок (более восьмидесяти процентов).

Изучая показатели работы фаст-фудов в прошлые кризисы нетрудно прийти к выводу: таким общепитам экономические ямы нанесли существенно меньший урон, нежели ресторанам полного обслуживания. «Малыши» добивались наименьшего оттока посетителей именно за счёт игры с ценовой политикой. Более того – забирая прошлых клиентов рестораций и кафе. Возьмём для примера сеть «Ростик’c» – крупного игрока рынка фаст-фуда. Свою историю в России сеть начала в 1993 году. Через четыре года число точек по стране исчислялось десятками. В 2008 году – работало уже сто сорок три общепита. А ещё через год – сто шестьдесят один.

Показателен пример и сети «Стардог!s», работающей в секторе стрит-фуда. Только в январе 2008 года на рынке действовало более двухсот тридцати точек. В июне того же года – почти двести пятьдесят, а в августе 2009 – триста тридцать.

Пример того, как ворваться на рынок в кризис, показала и сеть «Крошка-Картошка». Именно в 2008 году ей удалось завоевать нишу, в которой благополучно существует и по сей день.

Плюсы участия на этом рынке очевидны. Главным образом, стоит отметить несколько вещей. Общая – факт ухода целого ряда игроков рынка (ресторанов эконом и среднего класса), снижение платы за аренду помещений. Частная – низкая себестоимость «корма». Так, приобретшие безумную популярность «сладкие островки» в торгово-развлекательных центрах делают наценку на, скажем, попкорн до тысячи процентов. Тут, кстати, не обходится без хитрости: подобный фастфуд вызывает жажду. Что благоприятно влияет и на продажу напитков. От кризиса следует ожидать и развития франчайзинговых сетей.

К слову о тех, «на чьих костях» будет разрастаться бизнес фаст-фудов. В прошлый кризисный период рестораторы оказались на грани разорения. Нашим соотечественникам, побывавшим в ту пору в Испании, наверняка запомнилось барселонское предложение обеда за один евро. Франция иронично охарактеризовало то время как «Great French Restaurant Crisis of 2008». Лишь за первую половину 2008 года клиентский поток у них сократился почти на четверть. Как итог – банкротство более трёх тысяч кафе и ресторанов. Судя по всему, то же мы увидим и в наших пенатах в обозримой перспективе.

 

        "Наша Версия на Неве", № 08 (366), от 02.03.-08.03.2015