Договорились до заморозки

На минувшей неделе крупнейшие торговые сети заморозили цены на социально значимые товары. 

Как сообщается на официальном сайте Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), ритейлеры договорились не поднимать цены на корзину не менее чем из 20 товаров первой необходимости. Установленные сроки соглашения – два месяца.

В список компаний, стремящихся прослыть социально ориентированными, внесли себя «Магнит», «Ашан», «Дикси», «Лента», X5 Retail Group, «О’кей», Metro Cash and Carry, «Глобус», «Билла», «Зельгрос», «Вестер». В этом же списке – интернет-гипермаркет «Утконос». «Фиксируя цену, торговые сети не допускают повышения розничной стоимости, но будут снижать цены в случае снижения закупочной стоимости», – уверяют в сообщении на официальном портале организации.

Оговоримся, что соглашение не предусматривает строгого контроля за всеми двумя десятками товаров. Каждая компания самостоятельно определит товары, исходя из перечня, утверждённого постановлением правительства №530 от 15 июля 2010 года. К социально значимым продуктам относятся говядина, баранина, свинина, курица, неразделанная замороженная рыба, молоко, сахар, соль, подсолнечное масло, некоторые крупы, картофель, капуста, яблоки, морковь и прочие товары.

Нарушение договора не влечёт юридических последствий. Как рассказали «Нашей Версии на Неве» в одной из подписавших документ компаний, если экономические условия резко изменятся (например, взлетят цены производителей и поставщиков), выполнить соглашение ритейлеров заставит репутация. Мол, пообещали 60 дней держать – удержим. «В данной экономической ситуации два месяца – максимальный срок, на который мы можем планировать заморозку цен», – сказал руководитель управления по связям с общественностью и PR X5 Retail Group Владимир Русанов.

Согласно опубликованному Росстатом отчёту, с начала года потребительские цены выросли на 5,8%. Для сравнения – в 2014 году (по состоянию на 24 февраля) они поднялись всего на 1,3%. По Петербургу рост ещё больше – сегодня в городе зафиксирован 5% -й рост. Тогда как в январе прошлого года он составлял 1,1%.

Цены на продукты питания за первый месяц года взлетели на 6,8%. В январе 2014 года – на 1,6%. 

Алексей Третьяков, председатель Санкт-Петербургской Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка:

«Заморозка цен торговыми сетями возможна. Только произойдёт она не за их счёт. Сети начнут выкручивать руки производителям, требовать снижения закупочной цены. Производитель в свою очередь вряд ли откажется от крупнейшего канала сбыта. И я допускаю, что в итоге инициатива АКОРТ приведёт к снижению качества продуктов питания. Некоторые производители, дабы снизить издержки, начнут экономить на себестоимости продукта. Что скажется на его потребительских свойствах». 

Андрей Заостровцев, профессор Высшей школы экономики:

«Символично, что заморозка цен произошла после того, как Президент намекнул на недопустимость дальнейшего роста. Это мера не имеет значения, потому что социально-значимые товары никто не покупает. Сети делают так: выбирают отдельный сорт батона, скажем, по 15 рублей. Объявляют его социально значимым и держат на него цену. Товар закупается небольшими партиями и быстро распродаётся самым бедным слоям населения. Производитель в свою очередь выпускает продукт с качеством, соответствующим этой цене.

В любом случае, ограничение цены – это мера всегда экономически вредная. Она ведёт к вымыванию ассортимента, снижению качества, сокращению времени продаж. Если бы можно было заморозкой цены решить проблемы, мы бы давно зафиксировали цены на все товары. А ещё снизили бы их и увеличили покупательную способность населения». 

Сергей Фёдоров, председатель Ассоциации промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга:

«В конце прошлого года цены на продукты питания скачкообразно выросли на фоне обвального падения курса рубля. Если помните, евро тогда продавался по 100 рублей и дороже. Впоследствии валюта опустилась до 70 рублей, но цены остались прежними. И сейчас нам говорят о заморозке цен на ближайшие два месяца, преподнося это как шаг навстречу покупателю…» 

Георгий Житмарев, заместитель генерального директора «Пискаревского молочного завода»:

«Полагаю, что факторы, стимулировавшие рост цен в конце прошлого года – рост курсов иностранных валют, удорожание сырья – сегодня не давят на цены так, как в декабре. Поэтому соглашение сетевиков может сдержать дальнейший галопирующий рост. Если бы сети заморозили цены в декабре, производители получили бы сильнейший удар. Что касается отпускных цен – за всех говорить сложно. Но мы совершенно точно сможем держать их ближайшие два месяца. А вообще не хотели бы трогать и до конца года. На удорожание нашей продукции повлияли декабрьское увеличение цен на сырьё и упаковку – большинство производителей молочной продукции закупают её в долларах и евро. Она стала дороже. Но в себестоимости продукции не играет решающей роли. На этот «хвостик» и выросла наша цена. Других факторов, давящих на стоимость, для нас сегодня нет. Поэтому мы и не планируем их повышать».

 

         Герман Костринский, Михаил Берг,"Наша Версия на Неве", № 08 (366), от 02.03.-08.03.2015